Блоги 16 ноя 2023 5349

Как в «безумные» 90-е Слава Дагаев поймал жар-птицу за хвост

Памяти Вячеслава Дагаева                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
Прошло более полугода, как ушёл из жизни  Вячеслав Михайлович Дагаев, основатель газеты «Информ Полис». Он открыл её в 1992 году как  одну из первых частных газет в республике.  В то время они периодически возникали и тут же бесследно исчезали. А «Информ Полис» существует до сих пор, постепенно превратившись в мощный медиахолдинг…

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Начало

Я пришёл в редакцию осенью 1997 года, когда главным редактором был Тимур Бадмаев. Слава тогда болел. Первым заданием редактора была информашка о ДТП на перекрёстке Ленина и Каландаришвили (Арбата тогда не было). Написанное мной его удовлетворило, и я попал в штат, где уже была Лариса Покацкая.  До неё в газете, кроме Тимура, работал  Дима Родионов (ушёл в новый проект издания газеты «Вечернего Улан-Удэ») и Слава Ильин. Ильин  большой оригинал, хороший журналист и до сих пор работает в газете «Номер один». Но, тогда он чем-то не угодил  Дагаеву, который вызвал его в кабинет и  произнёс сакраментальную фразу из голливудских фильмов: «Наша фирма больше не нуждается в ваших услугах». 

После меня в «Полис» пришли Тамара Нагуслаева и Алёша Анготкин.  Редакция была маленькой, а атмосфера в коллективе почти семейной. Компьютеров не хватало, и я поначалу садился за любой свободный. У верстальщиков громыхала музыка – немецкие военные марши. Под них, потягивая пиво, творил популярную юмористическую страницу легендарный «Евгеша» - Женька Убеев. Однажды на Новый год он с Владисом Озеровым притащили ёлку, а игрушек не было. И все, кому не лень вешали на неё всяческую дребедень: порванные журналистские удостоверения, презервативы с просроченным сроком годности, денежные купюры...   

Акция по подписке на газету

Бартер

В то время задержки с выплатой у бюджетников были обычным делом, а у нас зарплата выплачивалась регулярно. Мы на их фоне выглядели счастливчиками. Процветал и бартер за рекламу. Как-то раз привезли машину капусты, и мы быстро разобрали её.  За счёт бартера получали продовольственные пайки в пакетах. В них было самое необходимое: растительное масло, колбасы, сыры, вермишель и другие продукты.  Давали нам на руки и газеты, которые мы сами распространяли, а деньги оставляли себе. Поэтому у каждого из сотрудников были свои точки, чаще всего у вахтёров в предприятиях или общагах. И вот по средам, с утра пораньше все разбирали свои пачки и расходились с ними по городу.

А ещё каждый день сотрудникам выдавались деньги на обед. На эти 10 рублей мы покупали салат, две позы, чай и хлеб. В день сдачи номера, наши  девушки – Аня Жаркой и Надя Бурлакова, накрывали на них общий стол в буфете. Однажды, решили обновить гардероб, и мы с Соелмой Дагаевой, Тамарой Нагуслаевой и водителем Сашей Зандаковым сорвались на рынок «Восточные ворота». Нам с Сашей купили  зимние куртки, ну и  девушки тоже кое что прикупили. За счёт редакции, конечно.

Гулянки

Бывало и так, что к Славе вдруг приходила какая-то сногсшибательная идея и у него появлялось на лице такое задорное и лукавое выражение: «А-а фига ли нам не сделать такой финт?» Чаще всего, это была идея выдать какую-то неожиданную новость, переверстать полосу или даже вовсе поменять логотип.   Помню, как пару раз с таким же выражением лица Слава сказал: «А не поехать ли нам в ресторан?»  И мы всей толпой поехали в ресторан! Посреди бела дня!

Однажды, летним вечером Слава, Лариса Покацкая и Ольга Бабаринова пили вино на набережной. А на другой день Соелма спросила у девушек: «Слава сказал, что был с двумя прекрасными девушками. Это правда?»

Вообще, в те годы в Доме печати – гулянки по любому поводу это было общее место. Старейшины «Унэна»  посылали за выпивкой молодых. А «гудели» они каждый день в кабинетах на 4-м этаже.

В пятницу ещё говорили: «Надо двигаться в сторону «Молодёжки». Там видно будет!» И выпивка обязательно находилась, гуляли в просторном секретариате. Место находилось всем или же запросто садились друг другу на коленки. Дойдя до кондиции пели песни и танцевали. С «Правды Бурятии» к ним поднималась красавица Ольга Бараева, и исполняла под гитару:

Чёрный ворон, что ты вьёшься, 

Над моею головой!

Ты добычи не дoбьёшься,

Чёрный ворон, я - не твой...

На газетном рынке

90-е это было сумасшедшее время! Всё бурлило, кипело и всё было внове! Полис был своего рода экспериментальной площадкой, на которой царила полная свобода творческого самовыражения. В профессиональном смысле мы, конечно, уступали корифеям «Правды Бурятии», «Унэна» и «Молодёжки». Однако, у них были устоявшиеся годами традиции и каноны, за пределы которых им трудно было перешагнуть. Большая инерция у них сохранялась и за счёт кадров, пусть профи, но привыкших писать по старинке и не приемлющих новые, ранее запретные и считавшиеся низкопробными темы и жанры.

 Слава Дагаев же ничего не боялся и будучи сам недавним выпускником журфака ИГУ не был ограничен в своих взглядах и действиях привычными подходами и инструментарием советской журналистики. Но, другого пути как создавать свой вариант таблоида с акцентом на сенсации, мистику, криминальные истории, астрологию, сплетни о знаменитостях у него  не было.

Нишу малоформатной газеты с высоким уровнем журналистики уже занимала «Молодёжка», с её сильнейшими на то время журналистскими кадрами (Дружинин, Лебедев, Леонов, Болотов, Березин, Очирова…) и немалым политическим влиянием в республике. Она находилась на пике популярности, а ее тираж достиг исторического максимума в 72 тыс. экземпляров. Тогда «Молодежка» имела все перспективы стать медиахолдингом. Однако этого не произошло, газета постепенно сдавала позиции, и часть ее тиража отходила к «Информ Полису». Такая же, и даже более печальная участь постигла и другого былого гиганта периодической печати республики - «Правду Бурятии».

Таблоид

У Славы был пример, за которым далеко не надо было ходить. В сентябре 1997 г. путём слияния газет «Номер один» и «Советская молодёжь», в Иркутске  образовался «СМ Номер один». Его учредителями стали Марк Секерин, Олег Желтовский, Владимир Симиненко. Она быстро заняла господствующее положение на газетном рынке Иркутской области, выросла в холдинг и совсем скоро двинулась через Байкал, в Бурятию.

Но, первую попытку издания настоящей «жёлтой» газеты под названием «Вечерний Улан-Удэ»  предпринял журналист и писатель Алексей Анготкин (это была первая из трёх безуспешных попыток использовать этот бренд). Кажется, это был 1991 год. Туда писали криминальную хронику Нина Матхонова и Саша Нархинов, успевшие набить руку на этой теме ещё в поздней «Правде Бурятии». Из-за одной из публикаций, Нина и Саша, однажды, спасались бегством по коридорам Дома печати от разъярённого амбала с топором в руках.

А вот голые тётки это было ноу-хау редактора. Алексей Анготкин брал фотографии обнажённых моделей у местных фотографов, специализировавшихся на этой, ранее запретной теме. Обнажённая натура появлялась даже в респектабельной «Молодёжке» в рубрике «Интим-клуб», в том числе и с новостями из первого секс-шопа открывшегося в гостинице «Бурятия».

«Ставьте голых баб на обложку, - требовали старушки с почты и газетных киосков. – Уходят влёт!». Впрочем, «Информ Полис» не акцентировал внимание на этом, хотя первый материал о проститутках, вызвавший ажиотаж («Виданое ли дело! Проститутки! У нас в Улан-Удэ!») вышел именно в «ИП» и написал его наш Тимур Бадмаев. Интересно, что в «Полисе» одну полосу занимала реклама стальных дверей, а у коллег в Иркутске и Ангарске реклама саун с услугами девиц лёгкого поведения. Разница в ментальности!

Алексей Анготкин и Дмитрий Алтаев на новогоднем корпоративе

Борьба за тираж

Слава был хороший бизнесмен и понимал, что главное это тираж газеты, а чем больше тираж, тем больше прибыли как от прямых продаж, так и от рекламных площадей. Поэтому в «Полисе» всегда практиковались разные проекты и конкурсы с розыгрышами призов, вроде «Человека года» или «Серебряной стрелы». А особенной популярностью пользовались конкурсы красоты, которые проводили летом. Чтобы показать красоток в купальниках. Девушки делали фотосессию и приносили в редакцию готовые фотографии. И когда очередная красавица начинала раскладывать их, дизайнер Табиту Мэрдыгеев включал песню:  

Ну что ж ты страшная такая?
 Ты такая страшная!
 Ты не накрашенная страшная,
 И накрашенная!

Продолжение следует. (Благодарю Аню Жаркой, Ольгу Бабаринову, Симу Очирову за помощь в создании текста).

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева