Блоги 26 янв 2024 4453

Как я постиг Будду

В японском дзен-буддизме есть понятие сатори, что значит «просветление». Это когда в результате медитативной практики человек переживает опыт мгновенного  постижения истинной природы вещей – сути окружающего мира…

© фото: Александр Махачкеев

Красота этого мира

 В первый раз со мной так и случилось. В начале 90-х  я занимался йогой и у нас была группа, которая собиралась в Доме спорта на Куйбышева. После часа выполнения различных асан, Оля, наша наставница включала на магнитофоне красивые медитативные мелодии. Мы ложились на маты и прикрыв глаза, расслаблялись…

И однажды я увидел всю невероятную красоту этого мира! Как были прекрасны наша земля, небо и звёзды, и мы сами, маленькие люди в необъятной Вселенной! Эта ошеломительная, переливающаяся всеми цветами радуги красота предстала перед внутренним взором с такой мощью, что ко мне с непреложной ясностью пришло осознание божественности всего Сущего! Такой прекрасный мир мог создать Бог и только Бог! Откровение длилось не долго, наверное, какие-то секунды или доли секунд, но оно было настолько ярким и зримым, что очнувшись,  я не смог сразу вернуться к реальности. Неужели это случилось со мной? И что, в конце концов, это было?

 Объять вечность за миг

 Во-второй раз, такой же миг озарения я пережил в то же время, в начале 90-х, но в совершенно других обстоятельствах. Считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитаций, в любой случайный  момент жизни.

Однажды, я пошёл за водой к водоразборной колонке. Было утро и солнце вставало на востоке освещая наш город. Из-под крана в бидон била мощная струя воды, сверкали брызги и в этот момент я вновь постиг всю красоту мира. Меня озарила мысль, что всё это великолепие и цветение жизни были 40 миллионов эр до меня и будут столько же эр ещё после меня. В этом состоянии, я, буквально, увидел всё прошлое и всё будущее, которые были и будут такими же невыразимо лучезарными и прекрасными. Увидел и словно в мгновение ока пережил неисчислимое количество лет. Объял необъятное!  Позже я понял, что, человеку, прочувствовавшему такое состояние не страшна, и сама смерть. Она просто теряет смысл, когда в одно ослепительное мгновение проживаешь вечность! Всё было не напрасно и всё было так прекрасно...

 Благословение  Далай ламы

 Прошло, может быть лет десять, а может и меньше, и я оказался в Индии. В священном городе Бодхгая, там, где царевич Сиддхартха Гаутама обрёл просветление и постиг истину. Это было в начале нулевых в мою вторую паломническую поездку на субконтинент. В первый раз я ездил на   посвящение в Калачакру, самую сокровенную мистерию в буддизме, которую даровал Его Святейшество Далай ламой ХIV.

На том Учении, однажды, ранним – ранним утром, когда все ещё спали, я пошёл к храму Махабодхи у древа Бодхи и неожиданно увидел Его Святейшество! Он шёл в сопровождении помощника и охраны. Между нами было метров 20. Нормальный паломник - верующий буддист пал бы ниц перед живым божеством. Или же, согнулся в глубоком поклоне, дабы получить его благословение – адис!

Однако, во мне никогда не спал профессиональный репортёр и он, тут же выхватив свой кэнон защёлкал затвором! Далай лама удивлённо посмотрел на меня и заулыбался: «И тут меня достали, эти журналисты!»  Мне посчастливилось не раз видеть его в России, Монголии и  Индии, и тогда меня снова охватило глубокое чувство любви и благоговения к этому доброму, мудрому, простому и одновременно великому человеку! 

 В храме Махабодхи с самим собой

 Теперь я понимаю, что эта встреча была благословением Его Святейшества и прелюдией к другой важной встрече. Года через два я вновь оказался на том же месте. Снова было раннее – раннее утро и я сидел в самом храме Махабодхи, узком и длинном как пенал помещении. Верующие сидели вдоль стен перед алтарём. Кто-то усердно молился, нашёптывая мантры и перебирая чётки. Другие сидели, полностью погрузившись в себя. Уровень умственной и душевной концентрации здесь был намного выше, чем в любом другом месте. Чувствовалась какая-то непостижимая для обычного человека сила, которая, когда-то подвигла и самого Будду Шакьямуни.

Я тоже ушёл в свой внутренний мир, стараясь понять самого себя, устремления собственной души. Мне было за сорок лет, что-то в жизни получилось, а многое – нет, к чему так стремился и мечтал. Совсем по Есенину: «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок...»  Вспомнились те, перед кем был и не был виноват, женщины, с которыми расстался не важно по чьей вине, пережитые неудачи, унижения и обиды. Так глубоко в самого себя, без остатка, я давно не забирался и в какой-то момент меня прорвало и слёзы наполнили глаза. Я сидел и плакал…

 Встреча с Буддой

  И вдруг яркая вспышка сознания и я понимаю, что Будда  был таким же как все мы, но, что он понял причины всех наших изъянов, боли, страданий, на которые мы обречены в земной юдоли, в этом бренном мире. Понял в том числе и персонально мои горести и сомнения, в тот самый день и час. Я явственно увидел, что он не был Богом, он был обычным человеком! Но он сумел подняться над суетой, смог отказаться от привязанностей к власти, роскоши и женщинам. Шакьямуни познал всю правду и  стал Буддой, то есть Просветлённым и проложил нам путь к Спасению.

Когда глаза у меня высохли, успокоились душа и мысли, и мне стало легко и свободно. Нужно было идти,   но из храма Махабодхи не хотелось уходить. Настолько тихая и благостная атмосфера царила вокруг. А за территорией храмового комплекса благоухала индийская весна, такая же как у Киплинга: «В джунглях наступила весна, и все вокруг цвело и шумело. Это шум весны, Маугли громко запел от восторга, начиная свой бег…»

Бег за истиной

Потом мы с группой паломников оказались на юге Индии в Гоман дацане. На первый взгляд монахам проще работать над собственным сознанием и  укрощением  страстей. Годы  напряженной духовной практики, чистой  и строгой монашеской жизни не проходят  даром для них. Это видно по их теплым и незамутненным  глазам, одухотворенным лицам. Но многие из них «ломаются» вернувшись из уютной и комфортной  обстановки монастыря в мирской водоворот. Не все могут устоять перед   многочисленными соблазнами современной жизни.

Однажды, мы увидели большую группу монахов  сидевших на занятиях. Пилигримы и монахи  обменялись долгими красноречивыми взглядами, особенное  внимание последних привлекла молодая цветущая паломница. И в чьих глазах виделось больше  сострадания, было трудно понять. Монахов ли  к мирянам, ведущим суетную, полную тревог  жизнь или  мирян к монахам, лишенным  женской ласки и любви. Наверное,  об этом чувстве писал, покоряя своей искренностью, 6-й Далай-лама: «Если бы я мог медитировать на Дхарму, - Столько же, сколько я размышляю о своей любимой, - Я бы, несомненно, достиг просветления - В этом рождении»…

Путь длиной в жизнь

Дзэн утверждает, что для достижения внезапного просветления  рационализм и логика бесполезны, а само желание обрести его ошибочно. Если человек готов, то оно придёт к нему и при этом миг истины это только начало пути познания Дзэн. Полного постижения можно достичь, идя шаг за шагом.

Нужно идти и пережитый опыт откровений помогает мне жить, это кирпичики духовного фундамента на котором можно крепко стоять, стараясь избегать  глупостей и с долей сдержанного оптимизма смотреть в будущее. Я понял, что в своей духовной практике надо прежде всего делать что-то самому, а не надеяться на профессионалов в униформе. Буддизм религия опыта, а не веры. Да и наш великий предок Чингисхан напрямую обращался к Вечному Синему Небу, ему не нужны были посредники.

P.S. «И мы хотели - страдать и верить, по локоть - в кровь, по колено - в море, и после ран, катастроф, истерик, однажды выйдя на сонный берег, мы получали свое сатори».

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев