Поводом для сбора стала выставка фотографий посвященная теме Байкала и экологии. Она открылась в Центре развития культуры и современного искусства «Залууу», но члены Союза участия в ней не принимали. Придя в качестве зрителей они остались, в целом, крайне недовольны её качеством. «Мы намерены обратиться к организаторам с просьбой разъяснить, как был организован конкурс, кто отбирал и оценивал работы, - заявил по итогам Сергей Конечных, председатель Союза фотохудожников Бурятии. – И почему мы ничего о ней не знали?» Хотя после её открытия, в СМИ прошла информация о том, что из участвовавших в творческом конкурсе фотографов были отобраны пять человек, каждый из которых получил грант в 100 тысяч рублей.
Безусловно, участие таких мастеров как Вячеслав Урбазаев, Сергей Шитиков или Сергей Конечных, практически, всю свою жизнь посвятивших Священному морю, воспевавших его в своих фотокартинах, подняло бы планку выставки на высокий профессиональный уровень. Это было бы полезно, в первую очередь, и самим молодым фотографам.
Сегодня только ленивый не зовет себя фотографом и не собирает «лайки» в соцсетях. Цифровая революция и доступность фототехники привели к тотальной визуализации мира (по словам поэта Андрея Вознесенского - «Видеотизм нашей жизни»). Зарабатывать на коммерческой фотографии ринулись толпы любителей, а разницу между качественным, но обычным снимком и настоящей художественной фотографией понимают далеко не все. Отсюда и масса совершенно неграмотных работ и в этом океане бесславно утонула настоящая художественная фотография.
Отчасти в этом виноваты и сами бурятские фотографы. В июле 2002 года они учредили Союз фотохудожников Бурятии и на тот момент в него входили пять участников. Постепенно Союз расширился до порядка двух десятков фотохудожников. За время существования Союза его члены неоднократно становились призерами и лауреатами различных конкурсов-выставок. Большинство из них были крепкими профессионалами, те же Конечных и Урбазаев закончили в своё время единственный выпуск отделения кинофото во ВСГИК.
В конце 80-х и в самом начале 90-х я бывал дома у фотографа Владимира Кучерова. Он был автором великолепных черно-белых альбомов по бурятскому балету и опере. Снимал он и пейзажи, обнаженную натуру и во времена позднего СССР его обвиняли в порнографии. В 1994 году он полетел в Москву, чтобы сделать свой фотоальбом о Байкале и бесследно исчез.
В начале 90-х мне довелось работать вместе в одной редакции с фотографом Петром Поначевным. Он был оригинальный и сильный мастер, а его любимые жанры — пейзаж и портрет. Особую роль в творчестве Петра Поначевного занимала тема родного края —старообрядчество, Байкал, Саяны и, конечно, портреты великих деятелей буддизма из Бурятии и Тибета.
Ещё ранее был фотохудожник второй половины XX века, философ и поэт Леонид Пшеничников. Свой творческий путь он начал школьником в фотокружке дворца пионеров в Улан-Удэ. Среди его учеников известные фотохудожники: Юрий Извеков, Александр Аносов, Сергей Константинов, Анатолий Кушнарев.
А начиналось всё еще в конце XIX-го века. В дореволюционной Бурятии наиболее заметной фигурой в фотографии был Николай Бурлаков, который родился в Верхнеудинске в семье мещанина, и жил здесь с 1856 по 1928 гг. После себя он оставил фотоальбомы, значение которых трудно переоценить.
В 1910 г. в Верхнеудинске официально работали пять крупных фотостудий— салоны Гольдеберга по ул. Большой, Владимира Казанского - на набережной Селенги, Аркадия Косарева - по ул. Большой, Мореплавцева - по ул. Большой, в доме Гирченко, и Урсу - по ул. Большой, в доме Трунева. В Иркутске и Чите женщин-фотографов не было, а вот в Верхнеудинске фотографией занимались Иоганна Георгиевна Мейлуп и Татьяна Алексеевна Урсу. И в целом, Верхнеудинск как столица Прибайкальского региона в области фотографического искусства нисколько не отставал тогда от мировых культурных центров.
Имея за собой такую богатую историю, фотографы Бурятии продолжают хранить и развивать традиции своего искусства. Свежайший образец это альбом «Баргуджин-Токум: Река времени», новый проект Вячеслава Урбазаева. На прошедшей вчера встрече автор подарил его своим коллегам и друзьям. Одновременно призвав к активизации совместной работы, которая, увы, в последние годы как-то совсем затихла. В итоге коллеги решили переименовать Союз в Байкальскую ассоциацию фотографов и уже через два месяца провести традиционную выставку, но уже под новым брендом.