Блоги 15 сен 2020 2776

​Где была Наян Наваа?

В июне с.г. мы опубликовали интервью с д.и.н. Булатом Зориктуевым по поводу его нашумевшей статьи «Наян Наваа и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори» (журнал «Научный диалог» № 5, 2020 г.).

В ней впервые в качестве прародины хори-бурят Наян Наваа указывается местность Цайдам на территории Китая. Здесь около оз. Садамтын-Саган, по версии учёного, образовались хори от слияния монгольских и тюркских родов. От последних у хори появился племенной тотем – лебедь. Затем они в течение нескольких веков жили в верховьях реки Лены, где и основательно укоренились, до сих пор в Качуге, Нукутах и Ольхоне есть хоринские роды. А на Верхней Лене находится особо почитаемая местными бурятами гора Ягшал. Её эжином (духом-хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн (Великий старец Хоридой). Позднее хоринцы переместились на Ольхон и Кудару (баргуты называют шэнэхэнских бурят и их забайкальских соплеменников- хоринцев — кударинскими бурятами (хүдэриин буряад). Лишь затем они оказались на местах современного расселения в Забайкалье.

Статья вызвала огромный интерес у читателей, среди которых нашлось немало противников версии учёного. Сегодня мы в рамках её обсуждения в нашей газете беседуем с одним из них, председателем Агинского общественного Клуба краеведов «Алтан жаса» Базаржабом Батомункиным.

- Базаржаб Цыбендоржиевич, а каковы ваши контраргументы?

- Прежде всего, когда не учитывается временное пространство, значительно укорачивается история народа, о чём Б.Зориктуев прекрасно знает, но поступил по-своему, интерпретируя легенду о Хоридой Мэргэн и Хобоши хатун: «Между тем следует подчеркнуть, что финальная часть сюжета легенды: вступление в брак её основных персонажей, рождение сыновей и образование племени хори – является точкой отсчёта реальной хоринской истории». Отсекая историю прародителя Барга Батора, он лишает его потомков особенностей высокого статусного положения их в древнемонгольском государстве, что отражено это в виде легенды о небесном происхождении в образе матери-лебеди.

В то же время, он противоречит себе, указывая на этот недостаток у других исследователей: «Ими не учитываются взгляд на свою историю представителей самого хоринского этноса, которые твёрдо убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми» (с. 395).

- Где же их прародина, по мнению самих хори?

- Хори-буряты своей прародиной предков считают родину Барга Батора. Но так не скажешь про бассейн оз. Байкал, где родились 11 сыновей Хоридой Мэргэна в IХ веке, хотя нас отделяет несколько столетий. Дело в том, что они живут там по настоящее время. А далёкая страна Месопотамия, где родились и жили несколько поколений нашего народа с ХIII по ХVI вв., уже не является родиной для потомков, ушедшего оттуда народа хори. Более приемлемо определение к ней, как прародина. Получается, что тогда родину Барга Батора следует называть прапрародиной, а Месопотамию прародиной.

История предков является неотъемлемой частью нас и не будет большой ошибкой обозначение себя выходцами из этих исторических мест. И совершенно правильно отмечает Ц.Доржин, говоря: «Если считать, что за полтора-два столетия 6-9 поколений хоринцев рождались, жили и похоронены в крае Наян Наваа в период т.н. «золотого века монголов», то получается, что область Наян Наваа была родиной не только уходящих оттуда людей, но и их предков. Поэтому вполне объяснимо, почему пришедшие оттуда люди передали своим потомкам песню и ностальгические рассказы о Наян Наваа, впоследствии обретших характер своего рода бурятского «Беловодья», земли обетованной» (Ц.Доржин, с. 32).

- Действительно ли хори участвовали в завоевательных походах монголов?

- В историографии доказательную силу имеет и материальная культура, и топонимика, и песенное наследие, и многое другое, что характерно для отдельно взятого этноса. Без учёта их и событийных особенностей того периода делать какие-то скоропалительные выводы весьма неосмотрительно. Не с воздуха же появилась старинная народная песня «Хайр сагаан шулуун», где говорится об участии хори в завоевательных войнах Угэдэй хана.

Хори занимают особое привилегированное положение в монгольском мире, как почитаемые родственники Чингисхана со стороны родоначальницы золотого улуса Алан-гуа «нагасанар». В силу своего социального положения они никак не могли быть оставлены в гарнизонах, как простые воины – по версии Зориктуева.

А что касается об отсутствии этнонима «хори» на западе и в Ираке, на которые он делает ставку, как подтверждение своей версии, то вполне могло его не быть в силу вышесказанного в первом случае, а во втором может быть повлияли загадочные события после ухода оттуда хори. По преданию наших предков, эта земля долго оставалась безлюдной, потому что духи этих земель охраняют её в ожидании возвращения сюда хори.

- Значит, по-вашему, Наян Наваа находилась всё таки в Ираке, а не в Цайдаме?

- Безусловно. Старинное предание нашего народа гласит о благодатной земле. Недаром по Ветхому Завету Междуречье обозначено как земной рай. Тогда как в Кукуноре, оказывается, совсем другая природа в отличие от земли Наян Наваа.

Такое контрастное различие этих земель Ц.Доржин подкрепляет следующими сведениями из книги Ш.Б.Чимитдоржиева: «Легенда эта весьма популярна в народе, однако она остаётся лишь на уровне легенд, не подкреплённая научными данными (с. 21). Известно, что во второй половине 40-х годов прошлого века целая группа бурятского населения из Шэнэхэна (Внутренняя Монголия), состоявшая из многих десятков семей, предприняла длительную и упорную попытку найти легендарную прародину предков, пройдя через Ордос и Хуанхэ (Хатан мүрэн) в Южной Монголии, кочуя по районам Кукунора и Северо-Восточного Тибета. Посетили они и знаменитые буддийские монастыри Лаврин и Гумбум. Однако ничего похожего на описанный в преданиях и сохранившийся в народной памяти благодатный и прекрасный край Наян Наваа они не нашли. Им встречались малопригодные земли, по всем признакам (природно-климатическим условиям) совершенно не соответствующие описанному в преданиях краю Наян Наваа с её мягким климатом и вечнозелёной растительностью, где произрастают виноградники и различные фрукты» (Ц.Доржин, с. 7).

- Базаржаб Цыбендоржиевич, но насколько это существенное доказательство того, что именно Ирак – это прародина хори?

- Безусловно, основанием к такому выводу послужили ранее ускользавшие из виду два очень ценных фактора.

  1. Информация о том, что по Ветхому Завету Междуречье является земным раем. Недаром эта земля была родиной древних цивилизаций.
  2. Наконец-то расставили по местам наше отношение к истории Барга Батора и событиям ХIII века.

Только на этой благодатной земле, как мы предполагали, должны быть или восемьдесят приметных природных объектов, или же восемьдесят символических знаков, олицетворяющих особенность этой земли. Ключ к разгадке этих ориентиров, возможно, лежит в этимологии слова «Наваа».

Мы склонны считать, что приоткрыта ещё одна неизвестная страница в истории нашего народа. Приятно осознавать, что нашим предкам посчастливилось побывать в земном раю, и что окрыляет нас – двери этой благодатной земли всегда открыты для потомков хоринского народа.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ