Блоги 17 фев 2021 1284

​Демография и история: Почему людям нравится делать людей

© фото: pixabay.com

 30 ноября прошлого года Влади­мир Путин положительно оценил рост рождаемости в Бурятии:

«Хочу отметить позитивные тенденции в демографии. Правда, это 11 место по стра­не. Во всяком случае, так было на июнь текущего года. Но в целом тенденция действительно хорошая. И если в Рос­сии мы наблюдаем, к нашему велико­му сожалению, определенный спад на 0,1 %, то у вас в республике, наоборот, рост, причем рост за счет высокого естественного прироста населения».

Напомним, что в период с января по сентябрь в Бурятии продолжил­ся естественный прирост населения. Число родившихся превысило число умерших на 1586 человек. Коэффици­ент естественного прироста в расчёте на 1000 населения составил 2,2 про­милле. По данным Бурятстата, наиболь­шее значение естественного прироста зафиксировано в Окинском, Иволгин­ском и Еравнинском районах. Всего численность постоянного населения республики на 1 января 2020 года со­ставила 985,9 тысячи человек, из них городское - 584,0 и сельское - 401,9.

С начала года родилось 9445 детей. Коэффициент рождаемости соответ­ствует уровню аналогичного перио­да 2019 года и составил 12,8 новоро­жденных на 1000 жителей. Увеличение рождаемости наблюдалось в 10 муни­ципальных районах и в городе Северо­байкальск, при этом наибольший рост отмечен в Тарбагатайском (на 13,8 %), Бичурском (на 9,9 %) и Баргузинском (на 9,5 %) районах. Вместе с тем в 7 муниципальных районах, городах Улан-Удэ и Северобайкальск уровень рождаемости ниже, чем в среднем по республике.

Для Тарбагатая и Бичуры, признан­ных центров старообрядчества, такой рост неудивителен. До революции се­мейские женщины рожали до 20 детей. После прибытия в Забайкалье за 70 лет старообрядческое население увеличи­лось более чем в 4 раза! «По IV ревизии (1782 год) староверов-мужчин, ссыль­ных и вывезенных из Польши было 2328 человек, а душ обоего пола при­мерно 4400 человек. В 1850 году их на­считывалось уже 17880 человек, в 1853 году - 17827 душ обоего пола», - пишет Фирс Болонев в своей книге «Старооб­рядцы Забайкалья в ХVIII-ХХ вв.».

Не такой быстрый, но стабильный рост наблюдался и все годы советской власти, особенно в райцентрах. В Тар­багатае - с 3391 тысячи в 1919 году до 4638 в 1988-м. В Бичуре - в 1919-м было около 7 тысяч, а в 1988-м стало 11343. С началом реформ в 1991 году наблюда­лось повсеместное падение рождае­мости. В Тарбагатайском районе в 1991 родилось 268 детей, в 1997-м - 154, а в 1999-м - только 140. Немногим лучше было и в последующие годы. Но ситу­ация в Тарбагатайском и Бичурском районах, если верить статистике, по­степенно выправляется, и это проис­ходит впервые за постсоветский пери­од.

Что касается бурят, то в досовет­ский период на демографию суще­ственное влияние оказывали дацаны. В энциклопедическом справочнике «Бурятия», выпущенном в 2011 году, указывается: «До Великой Октябрь­ской революции в бурятских улусах действовало 46 монастырей (дацанов), в которых насчитывалось 23 тысячи священнослужителей». Возможно, эта цифра отражает наивысший пик чис­ленности лам, поскольку там же указы­вается, что «к 1917 году на территории Бурятии насчитывалось до 15 тысяч лам и хувараков (10 % бурят мужского пола)».

Но даже 10 % мужчин, придержи­вающихся безбрачия, - это много. Од­нажды к Далай ламе пришла со своей бедой делегация тибетских женщин из индийской диаспоры. Большинство тибетцев-эмигрантов в Индии - это ламы, и им не за кого выйти замуж. Что же ответил Его Святейшество? Что он сам является монахом и потому не в силах запретить принимать монаше­ские обеты своим соотечественникам. Посему тибетянки были вынуждены выходить замуж за индусов и мужчин других национальностей.

Однако в Бурятии сегодня нет та­кой проблемы. Большинство наших лам имеют семью и не считают, что это противоречит нормам религии. Действительно, непостоянство - это главный признак бытия, и нет ничего неизменного. В настоящее время це­либат не отвечает интересам народа, и без того разделенного в пределах трех государств и регионов РФ.

P.S. «Людям так нравится делать новых людей» - поется в песне извест­ной рок-группы. И почему же? А это при­знак социального оптимизма, просто люди верят в свое будущее и будущее своих детей.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: pixabay.com