Блоги 11 мар 2021 3213

Тенденции недели: Борцы «Зугалая»

В Бурятии уже два года действует частная спортивная школа-интернат «Зугалай»

В Бурятии уже два года действует частная спортивная школа-интернат «Зугалай». По сути это специализированный частный центр подготовки для начинающих, но подающих надежды борцов вольного стиля.  Основал центр Владимир Жалсараев, в прошлом талантливый и волевой борец, которому в силу жизненных обстоятельств не удалось проявить себя в полной мере на мировой борцовской арене. 

Говорят, результаты в борьбе не главное. Главное – это борцовский дух. В свое время, вынужденно завершив борцовскую карьеру, Владимир Жалсараев сумел реализовать себя как бизнесмен, общественник и, в конце концов, пришел к тренерской деятельности. Основанная им школа борьбы «Зугалай» во всех смыслах уникальное явление для Бурятии. Она дает возможность раскрыться тем детям и подросткам, из которых могут получиться настоящие чемпионы.

Видеть время

- Оглядываться назад и делать выводы, мол, «мог или не мог» всегда сложно, - рассказывает Владимир Жалсараев, основатель школы «Зугалай», - я рос в эпоху СССР, в 19 лет выполнил норматив «Мастер спорта СССР», был партнером Бориса Будаева. За 4 года студенчества не проиграл ни одной «республики» по молодежи, был чемпионом Зоны Урала Сибири и Дальнего Востока в Кемерово, призёром чемпионатов ВЦСПС и РСФСР по профсоюзам. Дважды боролся на чемпионате СССР по молодежи.

Тогда для таких как я, сельских пареньков дойти до участия на чемпионате СССР было каким-то нереальным достижением. Но у меня было огромное желание бороться дальше, чтобы дотянуться до самых высоких вершин. До 1991 года боролся, не зная усталости, просто не думал о ней, не обращал на нее внимания. Сейчас спортсмены пользуются фармакологией, чтобы организм вывозил нагрузки. У нас таких возможностей не было.

Помню,  приехал поступать в 1987 году в Улан-Удэ, сразу вошел в молодежную сборную Бурятии, начал тренироваться под руководством Валерия Николаевича Иванова. Как перспективный борец  начал получать талоны на питание, это примерно 110 рублей. Отоваривали мы эти талоны в ресторане «Одон», там было специальное меню для спортсменов. Но чаще мы просто меняли эти талоны на деньги в соотношении 100 на 110. Для нас это были огромные деньги. Мы привозили с соревнований кроссовки, костюмы, и многое другое, чего так не хватало в годы тотального дефицита.

Соответственно, будучи студентом, я никогда не просил у родителей деньги, все свои проблемы решал сам. Не хватает денег, а фарцовка дело не постоянное – идем разгружать вагоны, после тренировок. О последствиях не думали и, в конце концов, все это меня и подвело, заболел гепатитом.

Летом 1991 года я неплохо выступил на международном турнире «Золотой пояс Якутии», получил путевку на первый чемпионат новой России. Но сроки выступления на этом чемпионате совпали с моей свадьбой. Это был определяющий момент. Я не поехал, и мне «указали на дверь». Потом я узнал, что призерами на том чемпионате стали ребята, которых я уверенно прошел на «Золотом поясе Якутии». 

Карьеру я завершил в тот период, когда время буквально полетело семимильными шагами: развал СССР, окончание института, регистрация брака, болезнь Боткина, рождение сына, ощущение ненужности…

Но, борьба научила меня видеть время. Я начал заниматься коммерцией, как говорили тогда, и чувствовал себя в условиях нового времени как рыба в воде. Можно сказать, что свои амбиции стать олимпийским чемпионом, или чемпионом мира я принес в жертву семейному благополучию, воспитанию детей. И ни разу об этом не пожалел.

Дойти до мастера

- Сегодня меня очень часто спрашивают, как воспитать в себе дух чемпиона, тот неукротимый дух, которым обладают борцы из Северного Кавказа, - продолжает свой рассказ Владимир Жалсараев. - Мне повезло, что моим первым тренером в моем родном селе Зугалай был тренер от Бога, выпускник ГЦОЛИФК в Москве Базаржаб Бадмаевич Бадмаев.

Многое определяет школа, и умение тренера найти общий язык со своими воспитанниками. Базаржап Бадмаевич тренировал нас по советской методике, согласно которой борьбы у нас было мало, но было много всевозможных игр, а так же детальной, углублённой наработки арсенала приёмов. Повторюсь, в те годы не было такой фармакологии как сегодня, но тренеры прекрасно понимали, почему так часто талантливые спортсмены перегорают, и умели правильно расставить приоритеты. Не можем позволить себе дорогие витамины, будем развивать логику, волю и терпение. И эта методика работала, если не лениться. Сегодня я не устаю повторять, что у бурятских борцов арсенал маленький, проходы в ноги, мельница…

Вторым моим наставником был Баясхалан Доржинимаевич Батоев, учитель физкультуры, и просто большой энтузиаст и патриот нашего села. Он к тому же был музыкантом, футболистом, стрелком из лука. Именно он увлёк детей нашей сельской школы футболом, и мы, будучи борцами, боксерами, стрелками из лука, волейболистами, и так далее, еще и участвовали в первенствах района, округа, области по футболу. В 1985 году я, например, стал лучшим полузащитником Читинской области. Нас учили грамотно расходовать свои силы и в то же время не бояться трудностей. Это и есть воспитание воли и духа.

В плане воспитания воли и духа нужны постоянные стимулы, без этого никак. И эти стимулы нужно использовать грамотно, когда речь идет о воспитании подрастающего поколения. Отношения «шаляй-валяй» молодежь не терпит, сразу чувствует и теряет интерес. Я сегодня часто слышу, как молодежь рассуждает «дойду до мастера и хватит». Чтобы соперничать с теми же дагестанцами, нужны установки «стану олимпийским чемпионом».

Перспективы навскидку

- В истории спортивной борьбы Бурятии много талантливых, волевых и неукротимых борцов, - рассуждает Владимир Жалсараев. - И все же, наша главная заветная мечта, медаль олимпиады по вольной борьбе вечно от нас ускользает. Мне рассуждать об этом, наверное, не совсем этично будет. И все же, на Кавказе я неоднократно был, в свое время много боролся с ребятами с Кавказа, и знаю, чтов кавказских республиках есть количество занимающихся и есть понимание того, что мужчины должны быть сильными, ловкими. На Кавказе осознанно культивируется культ борца.

Следует признать, что сейчас мы находимся накануне глубокого спада в вольной борьбе, у нас идет смена поколений тренеров, борцов, в целом вольная борьба в Бурятии теряет свою привлекательность. Уже сейчас нужно принимать срочные комплексные меры, чтобы нивелировать последствия  грядущего кризиса. Уже 6-7 лет у нас в республике нет призеров первенств России по юношам и молодежи.

Я сейчас выражаю свое сугубо личное мнение, но мне не все равно, что будет завтра. Пришло время признать, что наши тренеры хорошие, но не лучшие! Мы возим по 20-30 человек на сборы на Кавказ, и боремся, боремся. Лучше точечно приглашать именитых тренеров, это мировая практика, она намного эффективнее. Надо менять систему оплаты тренеров, привязывая ее  непосредственно к результатам. Тренер сегодня работает всего 2 часа в день и думает что этоочень много, в неделю 10 часов. В месяц у него выходит 45-50 часов, за это ему платят зарплату около 20-30-40 тысяч рублей, в зависимости от квалификации, и он говорит,что мало получает. И вот таким образом у нас сегодня работают 60-80% тренеров.

Не так давно у меня состоялся очень интересный разговор с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Я ему прямо сказал, что уровень нашей борьбы падает. И, если этот уровень все же упадет, на турниры по национальной борьбе в Бурятии скоро будут выходить одни дистрофики. Сегодня вольная борьба в Бурятии занимает примерно 6-7 место, после бокса, стрельбы из лука, легкой  атлетики, ушу итенниса. А должна быть на первом месте.

В Улан-Удэ стартует чемпионат России по вольной борьбе. После этого чемпионата завершают свою карьеру Александр Богомоев, Балдан Цыжипов, Булат Батоев, Алдар Бальжинимаев. Из именитых борцов останется один Андрей Жербаев. Вот такие перспективы навскидку.

Из тренеров нового поколения у нас на виду только Максим Молонов, реальный специалист, который вынужден работать за рубежом. В 2015 году старший тренер сборной США Терри Стайнер пригласил его работать со сборной Америки, где он помог подготовить олимпийскую чемпионку Рио Хелен Марулис, и серебряного призера чемпионата мира 2016 года Элли Раган. В 2017 году он работал в Центре олимпийской подготовки Финляндии, где помог подготовить чемпионку мира Петру Оли и бронзового призера мира Эпп Мае из Эстонии. Мы давние друзья с Максимом, и я знаю, что такие разъезды ему не по душе. Свое будущее он связывает с Бурятией. Связывает ли Бурятия с ним свое будущее? Вот это большой вопрос.

Новые поколения

- Что для меня спортивный клуб «Зугалай»? Не побоюсь этого выражения – дело всей моей жизни! – продолжает Владимир Жалсараев. – Конечно же, я не добился в борьбе всего, чего хотел, хоть и чувствовал, что могу добиться многого. Зато эта нереализованность постоянно толкала меня вперед. Чем я только не занимался после завершения карьеры: экспортировал лес, построил в Аге здание администрацию района, здание ДЮСШ, множество пристроек к административным зданиям. С 2008 по 2015 год производил кирпич и строил высотные дома, детские садики в поселках Энергетик, Восточный, в Солнечном, центральных районах Улан-Удэ. Пережил жесткое банкротство, но быстро встал на ноги. И вот однажды я просто понял, что от себя не убежать. Так начала зреть идея клуба «Зугалай».

Вообще от борьбы я никогда не отходил, всегда помогал турнирам в Агинском округе, например. Объединив усилия с Виктором ЧиновичемДагуновым, мы помогли приобрести за полцены и в рассрочку квартиры для Стальвиры Оршуш и Виктора Банзаракцаева, учеников Максима Молонова.

С 2004-го года и по сегодняшний день я занимаюсь сельским хозяйством, с переменным успехом, картошка, теплицы, овцеводческие стоянки, КРС, все это каким-то образом ведётся, живет, наверное, потому, что все это ради «Зугалая». Помогают мне в этом деле мои дети, старший сын Соел и средний сын Солбон, оба предприниматели. Большую помощь оказывают так же сеть столовых «Лимонад», кафе «Сугтаа», предприниматель Олег Цыбикжапов, прачечная «Лотос», там стирают бесплатно постельное белье для наших воспитанников.

Говорят, если ты чем-то недоволен, предлагай. Сегодня я могу с уверенностью сказать что школа «Зугалай» - это надолго. Информационную деятельность в социальных сетях я веду с одной единственной целью, поиска талантливых детей. Мы создаем все необходимые условия для развития, где все продуманно до мелочей: тренировки, питание, распорядок дня, учеба, которая не мешает, а помогает.

Конечно, чтобы стать такими как Сайтиев или Фадзаев нужно учиться работать головой.  Но ведь и они когда-то были начинающими. И мы рассказываем нашим детям такие истории, чтобы знали, равнялись. Все это нужно прививать в детском возрасте, мозг может тихо спать, но когда даёшь новые предметы, он волей неволей начинает соображать. Как говорили наши предки: «бурядаар хэлээ hаа, ухаагаа hонор болгохо хэрэгтэй». Надо воспитывать детей разносторонне. На занятиях мы изучаем технику таких борцов как братья Белоглазовы, Фадзаев, Сайтиев, универсальных, уникальных борцов с богатым арсеналом приёмов.

И, мы не должны забывать о наследии Советского союза, советская школа борьбы недаром славилась на весь мир. Мы должны перенимать опыт наших предков. Школа называется «Зугалай» в честь моей родной деревни. Первыми воспитанниками клуба стали ребята из Зугалая. Сейчас мы принимаем детей со всех уголков Бурятии. На сегодня клуб заполнен на 90 процентов. Я всегда говорю, что мы не просто воспитываем чемпионов, мы воспитываем новое поколение достойных ребят, это главное! Главный смысл нашей школы заключается в том, что мы растим сильных, гармонично развитых людей, за которых потом никому не будет стыдно!

Автор: Записал Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: Фото из личного архива Владимира Жалсараева