Прошёл месяц как в Селенгинском районе осквернили памятник украинскому гетману Демьяну Многогрешному, установленный на трассе неподалёку от Новоселенгинска. Тогда неизвестные вандалы чёрной краской замазали мемориальные доски памятника воеводе.
Хотя именно усилия Демьяна Многогрешного помогли сохранить территории Забайкалья в нынешних границах. В 1688 году руководил успешной обороной Селенгинского острога от монгольских войск Тушэту-хана, вассала цинского Китая. На месте этой победы воеводы 20 октября 2016 года установлен мемориал.
Кому понадобилось осквернять памятник? Это нелогично как для русских, так и для бурят. Ведь в обороне Селенгинска, наряду с русскими казаками, участвовали и буряты. Присоединение Забайкалья, где в то время кочевали в основном табангуты, хори, тунгусы, дауры и другие племена, было добровольным. В 1647 году русские казаки достигли ставки монгольского князя Турухай-табуна, кочевавшего с 20 тысячами своих подданных между Чикоем и Хилком. «В знак своей покорности русскому царю князь Турухай-табун предоставил казакам право сбора ясака с 2 тысяч своих улусных людей, которые внесли 50 соболей» (Материалы по истории русско-монгольских отношений, с. 315- 321). В Предбайкалье, напротив, конфедерация булагатов, эхиритов, хонгодоров и ряда других более мелких родов оказала долгое и ожесточенное сопротивление Российской империи.
В короткие сроки Забайкалье было усеяно сетью острогов. «Столь быстрое присоединение Забайкалья к России и принятие российского подданства бурятским и тунгусским населением свидетельствовало о том, что крупных столкновений, как в Приангарье, с казаками не происходило» (Залкинд, с. 53- 54). Мирный характер присоединения Забайкалья не мог не отразиться на взаимоотношениях пришлого и коренного населения: «Смешанные браки между русскими и бурятами, а частично и эвенками со временем приобретали все более устойчивый характер» (Павлинская, с. 206). К концу XIX века метисы составляли не менее трети населения Забайкалья.
Более того, две русские царицы, утвердившие буддизм в России, - Екатерина II и Елизавета Петровна вошли в бурятский буддийский пантеон в качестве богинь, Белых Тар. В 1764 году императрица лично подарила свой прижизненный бюст Анинскому дацану. Скульптура хранилась в главном храме. Также в алтаре Согчен дугана находились «петровские» знамёна, пожалованные императором Петром II в 1728 году. Сюда отправлялись портреты и знамена всех императоров, вплоть до Николая II. И скоро будет год, как Глава Бурятии Алексей Цыденов передал восстановленный бюст Екатерины II настоятелю Анинского дацана.
Признание в качестве богинь было благодарностью за их покровительство буддизму и в целом защиту забайкальских бурят от посягательств империи Цинь. По этой традиции статус божества имели и другие российские самодержцы, за которых возносили молитвы бурятские буддисты: «Молитва за здравие божества, вращающего своей мощью колесо, могущественного господина Императора Александра II под названием «увеличивающая жизнь».
Или вот отрывок из молитвы в честь его преемника: «Милосердному, держащему колесо силы, единственному другу веры и всего народа, Небом дарованному могущественнейшему благоверному Великому Государю Императору Александру III Будды даруйте многие лета и телесную крепость, как алмаз. Перерождению Вышнего, обладателю людей, Царю Православному, на славу и пользу Отечества Будды даруйте многолетнее беспрерывное Царствование в нашем обширнейшем Государстве!».
Сегодня в соответствии с традицией почитания глав российского государства Глава Императорского Дома Романовых Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, являясь преемницей Государей Российских, также является воплощением Богини Белая Тара для бурятских буддистов. Воплощением божества являются и российские президенты - как действительные главы российского государства. По этой же религиозной логике русские казаки и, в том числе Демьян Многогрешный, были посланцами буддийских божеств. И кто же, в таком случае, решился на святотатство? С точки зрения верующего буддиста?