Блоги 18 июл 2022 2129

Моя далекая и близкая Монголия - 3

Поезд Сухэ-Батор — Улан-Батор прибывает на вокзал минута в минуту. В 6.30 утра в столице Монголии свежо и жизнерадостно, публика большей частью устремлена на Наадам, один из двух главных в году праздников всех монголов.

Не праздновали его два последних года по известным всему человечеству «ковидным» причинам. Потому все пути в эти дни вели в Улан-Батор — сердце монгольского мира. Именно здесь оно бьется в ритме, который на генном уровне улавливают все, в чьих жилах течет кровь чингизидов, вне зависимости от того, где он родился, живет и на каком  языке говорит. Монголия рада всем и это ощущается в самом воздухе, в улыбках, в этом милом «уучлаарай», что значит «прости меня, если что не так».

Как добраться?

Бывалые туристы из Бурятии путь дешевле и комфортнее «просекли» еще в «доковидные» времена: до Кяхты, затем на попутке через границу и до Сухэ-Батора. А там поезд, который отправляется к девяти вечера и доставляет к утру в конечный пункт. Польза от такого способа стала еще очевиднее, когда с автовокзала Улан-Удэ начал курсировать рейсовый автобус с отправлением в 13.00 и прибытием в Сухэ-Батор как раз за час до отправления поезда.

Есть еще один, альтернативный. Из Сухэ-Батора несистемных туристов готовы увезти таксисты. На привокзальной площади парни, как выяснилось из Калуги(!), тщетно пытаются вступить в диалог с местными мужичками. Посредством пары-тройки фраз на русском и бурятском удается помочь им сторговаться в цене, и монгольская народная марка «Prius» уносит россиян в сторону столицы. В обратный путь предприимчивые жители Сухэ-Батора тоже не дадут остаться без транспорта. В пять утра уже в сторону Улан-Удэ ожидает колонна «альфардов», готовых уже к полудню доставить вас в столицу Бурятии. Этот, пусть и комбинированный способ, куда симпатичнее, нежели традиционный. Отрезок пути в 100 километров от Дархана, говорят, способен отбить охоту даже у фанатов Монголии.

Отдельная тема - валюта. С этим проблем тоже нет. Деловитые дамы бальзаковского возраста орудуют уже в Алтан Булаге. Деньги пересчитывают едва ли не быстрее счетных машинок и курс тугрика почти не отличается от того, что в обменниках Улан-Батора. Обменять можно и по дороге в Монголию, и на обратном пути, если что-то у вас останется.

Где жить, чем питаться, и как «шопиться»?

Ответы на первый и последний вопрос, что называется, на любителя. Остановиться можно в любом из отелей под маркировкой «зочид буудал». Цены здесь в среднем одна тысяча на человека в сутки. Те, кто впервые, двигаются по классическому маршруту: площадь Чингис-хана, Гандан-дацан, статуя Чингис-хана в 40 километрах от города, и знаменитый Тэрэлж.

Верблюды, яки, возможность пострелять из лука, удержать орла на момент фотографии - все это приводит в небывалый восторг неискушенного туриста. Продвинутые туристы, как правило, уже едут с ответами и почти не останавливаются в Улан-Баторе, стремятся вглубь: Хар-Хорин, Гоби, места силы, каких множество. Туда, где в бескрайних степях остановилось время, где араты живут по законам кочевников: в юртах, в окружении бесчисленного количества традиционного для монгола скота. Где многотысячные стада неспешно пасутся, убеждая временных наблюдателей в незыблемости Вечного Синего неба.              

«Их дэлгуур» - главный универмаг, тоже своего рода достопримечательность. Именно там звучит разноголосая речь землян. На парковке из советской «таблетки» неожиданно высыпают немцы, тут же жарят шашлыки, судя по всему, парни из Узбекистана. Сготовленные ими шашлыки с удовольствием поглощают два итальянца. Подъезжают два небольших автобуса, из них появляются десятка три китайцев. Как они умудрились просочиться сквозь наглухо закрытые границы? На 3-м этаже в честь Наадама продавцами элитной посуды организована дегустация национальных блюд. Шашлык, или «шарлаг» (на монгольском - прим.авт), только что с удовольствием поглощенный, мгновенно стал казаться лишним. Поднимаемся на 5-й этаж за сувенирами. Тут яблоку негде упасть. Корейцы, англичане, индусы, поляки и еще много кто с любопытством примеривают одежду, разглядывают картины, присматриваются к антиквариату. Цены в «Их дэлгуур» вполне себе демократичные, что доказывает «встроенность» монгольской экономики в мировую. Весь Улан-Батор - это большой шоппинг. Мегамаркеты и маленькие магазины рассчитаны на любой бюджет. Но главными импортерами явно выступают Южная Корея и Турция. Удивительно, что Китай заметно потеснился. Говорят, он все еще присутствует на знаменитом рынке «Наран туул» или Захаа. 

Вопрос «чем питаться» здесь не возникает. Как шутят бурятские КВН-щики, здесь вдоволь мяса с мясом, мяса в тесте, мяса без теста - список можно продолжать. Порции, как и прежде, непривычно большие. Правда, привычных закусочных на порядок меньше - пандемия внесла свои коррективы. Но этот недостаток исправим. Турист и лояльное отношение к малому бизнесу способны мгновенно восполнить временную брешь. Заметно, кстати, что за пару лет «ковидной» изоляции оживилось внутреннее производство. «Ороомог» - длинный ролл в упаковке, который вполне сойдет на перекус. Или «дарсаан элэг», который оказался печеночным паштетом. Кроме того, монголы мощно оседлали производство всех видов напитков из местной ягоды - в порошках, в жидком, в желе, в сиропах.

Что смотреть?

В канун Наадама вопрос о зрелищах не стоит. Площадь Чингис хана не пустует ни дня. За два дня до основных торжеств здесь стартовал праздник национального костюма «Монгол дээл». Топая в сторону площади, случайно примыкаем к колонне, как выяснилось, городских районов. Небольшая перекличка и люди начинают путь, местами перекрывая автомобильное движение. При этом присущая нервозность отсутствует полностью. Полицейские «загдаа» привычно помахивают жезлом, водители сигналят в знак одобрения, люди в колоннах размахивают шариками, которые норовят улететь в небо. Все это делается неспешно, по законам степи.

Тем временем туристы, и внутренние и внешние, наперегонки закупаются стилизованной одеждой, сувенирами, игрушками. Кто-то успевает дожевывать хушууры, продавцы которых скромно притулились сбоку. Потихоньку площадь приходит в организованное движение, от которого позже пришел в восторг весь мир! Фото и видео празднества мгновенно украсили передовицы ведущих информагентств земного шара.

Особенно трогательно выглядело шествие самых маленьких граждан страны в разных дээлах, благо одеяния десятков родов и племен существенно отличаются.

Отдельно проходят ветераны, затем победительницы конкурсов красоты, студенты, учащиеся, даже делегация шаманов, которых кто-то из толпы успел перепутать с индейцами. От зрелища захватывает дух и сердечный ритм приходит в норму лишь с пониманием, что и этот праздник делает монгольский мир монгольским.

Чуть позже наш добрый друг Амраа делает великолепное предложение - тайно проникнуть в Соелой Тов Ургоо - Монгольский Дворец съездов на генеральный прогон правительственного концерта. Главное условие - не чихать и не кашлять. Внутри сообщества мы договорились включить внутренних экспертов, дабы было что обсудить опосля. Это был классический концерт. Потрясающе, но одновременно в концерте участвовало четыре оркестра и по два из них звучало одновременно! Опера, балет, хор, национальный театр, солисты - все вместе производило непривычное впечатление, но в целом «самоназванные» эксперты остались довольны. А когда еще? На правительственный-то концерт? 

Вечером следующего дня ожидался концерт ведущих артистов Монголии, лицезреть который смогли самые стойкие. Кто-то не дошел физически, поскольку ноги, оказалось, имеют ограниченный ресурс. Дошедших почти смыло небывалым ливнем. Но, будучи в двух кварталах от грандиозного действа, слышать и слушать получилось, не выходя из гостиничного номера. Назавтра нас ожидала поездка в степь и ночь в юртах. И это уже отдельная история.