Блоги 10 фев 2023 2575

Вся правда о скотоимпорте из Монголии

К 100-летию Республики Бурятия. Как перегоняли табуны монгольских лошадей и везли контрабанду в Улан-Удэ.

© фото: Из архива Александра Махачкеева

«Бурятмясопром» вновь поставляет свою продукцию в российскую  армию и Росгвардию. Так повелось с военных лет, когда за поддержку фронта первенцу мясной индустрии на Востоке страны (до него были городская скотобойня и две колбасные фабрики) вручили Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. С тех самых пор Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат (ООО «Бурятмяспром») поставляет консервы в Росрезерв, Министерство Обороны, Министерство Внутренних дел и ФСБ.

И тогда, и сегодня сырьём для производства знаменитой бурятской тушёнки служит мясо из Монголии…

Хашаны и вертушки

- Я работал в «Скотоимпорте» с 1986 по 1992 гг., - вспоминает Григорий Ангараев. – Эта компания была Всесоюзным объединением при Торгпредстве СССР в Монголии. Оно осуществляло импорт скота и мяса в Бурятию, Алтайский край, Казахстан и другие регионы страны.

По словам Григория Абрамовича, сезон начинался в июле, когда заезжали в Монголию. Там находилось два перевалочных конепункта (принимали только лошадей). Один из них был в Саганарале, что рядом с Наушками по ту сторону границы. Туда переправлялись на пароме по Селенге. А второй пункт располагался на юго-восток от Улан-Батора в местности Маниту, недалеко от города Чойр. В Маниту добирались на автомобилях «Скотоимпорта», фирма располагала солидным парком техники.

Конепункты представляли собой хашаны (загоны) рассчитанные на тысячу голов, общежития для сотрудников и хозяйственные постройки. В первом хашане лошадей проверяли на наличие сапа (инфекционная болезнь) – осматривали ноздри, делали забор крови и ставили прививки. Затем табун перегоняли в другие хашаны, где проверяли реакцию на прививки, выбраковывали и клеймили больных животных. Обычно, процент брака составлял не более 10 процентов от общего количества коней. Затем лошадей загружали в вагоны, а в составе поезда (по простому «вертушки») было до 50 вагонов вместимостью до тысячи голов. 

Бартер и контрабанда

В сезон заготовки ветеринары, зоотехники, загонщики, экспедиторы, лаборанты и лаборантки жили на конепунктах. Зарплату получали в рублях, тугриках и долларах (70 – 80$ в месяц). На них   в Монголии можно было купить изделия из кожи, дублёнки, японские магнитофоны и даже дефицитные в Союзе книги, ту же фантастику. В свою очередь, на продажу и на бартер привозили хромовые офицерские сапоги, наручные часы, электроприборы (кипятильники, чайники и утюги), позоварки и прочий ширпотреб. По прибытии в Союз, остатки валюты можно было обменять на чеки «Внешпосылторга» или Внешторгбанка для граждан СССР и отоварить их  импортным ширпотребом в магазинах торговой сети «Берёзка».

Однажды, одна из бурятских сотрудниц в Мониту погорела на флягах спирта, которым её снабжали наши военные. А она перепродавала его монголам и её арестовали. Местная милиция посадила её в тюрьму - «черную юрту», без отопления и благоустройства. Сами монголы боялись попасть туда. Руководство «Скотоимпорта» и советская военная прокуратура вызволили женщину и её быстро депортировали в Союз.   

Особо предприимчивые и рисковые парни занимались  контрабандой. В  системе «Скотоимпорта» ценились деловые качества и контрабандистов было не мало. Скрытно вывозили лисьи и тарбаганьи шкурки, скупая по дешёвке у монголов. Конечно, джинсы, кожу и прочий товар. Спрятать их среди тысячи лошадей в составе из пяти десятков вагонов не составляло большого труда. Не случайно, после крушения СССР, Монголия стала одной из первых стран, которую освоили наши «челноки». 

Конвейер смерти  

Фирма располагала собственными покосами за границей и активно заготавливала сено с июля по октябрь. Лошадей в хашанах кормили и поили, также и по прибытию в Улан-Удэ, до сдачи на мясокомбинат. А поскольку в заготовительный сезон убойный цех был максимально загружен, то сена было нужно немало.

В пути коней сопровождали экспедиторы и загонщики. В районе мелькомбината, где ныне располагается барахолка, находилась приёмная база «Скотоимпорта». В нём были железнодорожный тупик, хашаны, сеновал, водопой, гараж и общежитие для сотрудников. Вагоны обычно приходили ночами и их тут же выгружали. За сезон, а он длился с июля по ноябрь, «Скотоимпорт» сдавал до 65 тысяч голов на улан-удэнский мясокомбинат. В это количество входили и лошади, которых перегоняли через границу в Джиде, недалеко от Наушек.

В юности я успел поработать один сезон на мясокомбинате. В многоэтажном холодильнике, где по углам шныряли откормленные крысы, мы тягали туши и стёгна. В ночную смену варили себе мясо в металлических блоках на горячем пару. Работа была тяжёлая и в постоянном холоде, и мы выходили погреться на улицу.

Но, настоящий ад был в убойном цехе. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», однако здесь животных убивали мощным зарядом электротока. Причём пиками, с наконечниками под высоким напряжением, орудовали молодые девушки, стоя высоко над загоном. А готовые туши ловко подвешивали на крюки здоровые мужики.

Овец заводил козёл Васька. Он первым выходил из хашана, а бараны тупо следовали за ним. В последний момент провокатор уходил в сторону, а отара по инерции заходила в цех. На непрерывный конвейер смерти.

Тункинский вариант

Работал «Скотоимпорт» и в Тунке. Его база находилась в Кырене, и ещё две перевалочных сенопункта - в Туране и Жемчуге. Здесь скот поили и кормили. По ту сторону границы перевалочный пункт находился в Хубсугульском аймаке. Вплоть до 60-х годов овец, яков, бычков и коз гнали своим ходом скотогоны, сезонные рабочие завербованные со всего Союза. Одетые в "финки", спортивные штаны из чёрного сатина. Пройдя границу в Мондах, скот сплошным потоком шёл вдоль Тункинского тракта. Водопои были на многочисленных прилегающих речках. Затем стали перевозить на скотовозах, выигрывая в скорости и сохранности веса животных. Везли на убой до Култука, а оттуда переправляли на Иркутский мясокомбинат. «В моём детстве, в самый сезон, скотовозы шли друг за другом через Тунку, - вспомнил журналист Борис Балданов. - А наши парни уезжавшие на сезон в Монголию, бочками привозили солёную рыбу. Сами монголы рыбу не ели и её было вдоволь".  

Мясной импорт

А чем же занимались работники в остальное время года? Зимой заготавливали лес на делянах вблизи Ильинки, в Прибайкальском районе. Занимались и импортом мяса в СССР. А именно, козлятины, говядины и баранины. Принимали его на мясокомбинатах в Улан-Баторе, Дархане и Чойбалсане и вагонами отправляли на родину. Не только в Улан-Удэ, но и в хладокомбинаты Москвы, Узбекистана, на севера, в том числе и на зоны. 

Импорт мяса осуществлялся конторой (офисом) «Скотоимпорта» в Улан-Баторе, где также располагалась ещё одна база объединения. За мясо расплачивались бартером и услугами. Советский Союз возводил здания и инфраструктуру по всей Монголии, в городах – Улан-Баторе, Дархане, Эрдэнэте, Чойре и т.д. Так продолжалось до тех пор, пока не грянула Перестройка, а за ней и стремительный распад СССР.

Крушение Союза

Вместе с державой приказало долго жить и объединение «Скотоимпорт», а его перевалочная база в Улан-Удэ перешла в собственность республики. Тогда правительство Владимира Саганова всеми силами пыталось спасти поставки из Монголии, ведь без них мясопереработка у нас бы рухнула. Что, собственно, и произошло.  

Однако, монголы потребовали за мясо валюту, а не бартер. За одну лошадь просили 200 – 250 долларов. Но таких средств у Бурятии, конечно, не было. Импорт скота  и мяса был прекращён. Лишь в 2009 году на Закаменский мясокомбинат перегнали на убой 1 тыс. голов крс. Перегнали из соседнего Булганского аймака. Перегон скота планировали и на следующий год, но в Монголии вспыхнула эпидемия ящура и границу вновь закрыли на замок.

Впрочем, по этой причине не впервой: «В Монголии тиф – граница закрыта. Прекращены закупки монгольского скота – в магазинах появились «мясные хвосты». («Бурят-Монгольская правда», № 107, 1924г.). «Во второй половине апреля в Троицкосавске 7 человек покусаны бешеными собаками. В Монголии падёж скота, начался голод». (№ 145, Там же).

Можно ли реанимировать импорт дешевого скота и мяса? Не только можно. Но и нужно! Экономический эффект от этого будет огромным. Появятся сезонные рабочие места. Расширение импорта поможет сдерживать цены на мясопродукты и усилит продовольственную безопасности страны.

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева