Общество 13 июн 2023 591

Очередной этап развития БАМа

Байкало-Амурская магистраль – стройка века, трасса мужества, смелости и отваги. Самая начальная дата его строительства это 1938 год.

© фото: Фото из ГАРБ

Затем важные этапы строительства  пришлись на 70-80 годы. В 1974 году Советское правительство приняло решение  о реализации проекта, и начались работы по сооружению магистрали. Цели: освоение крупнейших в мире месторождений железной руды, каменного угля, газа, асбеста, меди, никеля и олова, и создание на этой основе гигантского индустриального пояса вдоль железнодорожной магистрали, который свяжет этот район с Тихоокеанским побережьем и будет способствовать укреплению торговых связей со странами Южной Азии.  Это вторые ворота в Тихий океан. Это создание новых центров хозяйственного освоения края.

 Мы пройдем сквозь тайгу.

   В Бурятии магистраль проходит по двум северным районам: Северобайкальскому и Муйскому (Муйский район образован 23 октября 1989 года за счёт выделения северной территории Баунтовского и восточной территории Северо-Байкальского районов указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 октября 1989 года и постановлением Президиума Верховного Совета Бурятской АССР от 20 июля 1989 года.

20 июля 1989 в Муйский район были переданы: рабочий посёлок Таксимо из Баунтовского района, а рабочие посёлки Северомуйск и Тоннельный — из Северо-Байкальского района).

  Десятки тысяч рабочих, представителей союзных республик, трудились на строительстве магистрали. На бурятском участке работали  шефские предприятия из Ленинграда, Эстонии, Азербайджана, Литвы, Латвии, Армении, Белоруссии.

Куда бы вы ни приехали, вы найдете смесь обычаев, языков, национальностей,  которые работают бок о бок, едят за одним столом, спят под одной крышей. Все они стали сибиряками, но приехали из разных мест, из больших и современных городов.

   Освоение Сибири – изменение контуров советской экономики на заре ХХI века. Этот проект должен был дать огромные экономические выгоды, с использованием на строительстве  современной техники.

   Савелий Николаевич Павлов, возглавлял плановый отдел СМП-670, в своей книге «БАМ – жар сердец молодых» пишет о значении Байкало-Амурской магистрали:

       «Планомерное освоение Сибири. БАМ должен послужить трамплином для развития всех северных районов Сибири.    БАМ - нечто большее, чем объект народного хозяйства. Он относится к символам эпохи.        Со времен первых переселенцев, которые пересекли Уральские горы, сибиряк был и остается первооткрывателем. В наши дни – первооткрывателем будущего».

   У меня в архиве сохранилась фотография Г.Я.Егеря «Золотое звено Бурятского участка БАМа» (фото наверху).     

  Глядя на сияющие лица А.Бондаря, его бригады и других, встречающих поезд с почетными гостями, хорошо можно понять, что значило для них это  «золотое звено».    В биографии БАМа было несколько таких золотых и серебряных звеньев. Одним из главных таких звеньев стало «золотое звено» 29 июня 1984 года. Информация  участника этого торжественного события  С.Н.Павлова: «Самый запоминающийся момент заключительного  этапа укладки рельсов главного пути Бурятского участка был 29 июня 1984 года. В этот день бригада А.Бондаря шла на рекорд – путейцы решили уложить за сутки более пяти километров рельсошпальных решеток. Все было против путейцев: и жара в 35 градусов, и задержка экспериментальных водопропускных труб, и значительное расстояние от разъезда Лодья, откуда подавались вертушки со звеньями. Без слов, без суеты, под скрежет лебедок путеукладчика монтеры продолжали победное шествие вперед к Витиму. В этот день они вышли к 805-му километру и тем самым уже не оставили никаких сомнений, что знаменательнее событие на берегу Витима 1 июля 1984 года состоится.   Путеукладчик, который начал отсчет своим трудным верстам по территории Бурятии на заснеженном Даване в октябре 1978 года, упорно шел на восток и, в конце концов, в намеченный срок 1 июля 1984 года, пришел на левый берег Витима. …

В одиннадцать часов вечера, как и было обещано, путеукладчик подошел к Витимскому мосту. Бригаде  Александра Бондаря оставалось уложить последнее золотое звено Бурятского участка магистрали. Солнечное июльское утро. И вот наступает памятный момент – в два часа дня поезд с почетными пассажирами пришел на границу Бурятии и Читинской области. Лучшие представители коллективов получили право проехать на нем. Удостоены те, кто прорубал просеку под магистраль, отсыпал земляное полотно, возводил мосты и искусственные сооружения, прорезал в скалах тоннели, те, кто чьими руками строился город Северобайкальск, поселоки Кичера, Уоян, Северомуйск, Таксимо.

Их встречают хлебом солью девушки в русском и бурятском национальных нарядах. За десять лет сооружения  Бурятского участка магистрали строители прорубили 2036 км. просек, отсыпали в земполотно автомобильной и  железной дорог 101252 тысяч кубометров грунта, возвели 872 искусственных сооружения, уложили 560 км. главного и 150 км. станционного железнодорожного пути. И вот в стальную колею укладывается золотое звено Бурятского участка. Еще несколько усилий и путь на Читинскую дорогу открыт. Не может скрыть подступившее волнение управляющий трестом Нижнеангарсктрансстрой Ф.И.Ходаковский. Он крепко жмет руку бригадиру монтеров пути А.Бондарю. Сбылось, свершилось».

   В годы перестройки с развалом СССР БАМ оказался незагружен, в 1996 году Байкало-Амурская магистраль стала не востребована. В 2014 году БАМ обретает второе дыхание, очередной виток развития. На расширение БАМа и Транссиба Правительство РФ планировало выделить около 780 млрд. рублей. В газете Бурятия корреспондент Баясхаслан Дабаин  в статье «Второе дыхание БАМа» кратко и емко дает сведения о новом этапе развития БАМ и что поставлена задача – увеличить к 2024 году пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн. тонн в год. В рамках развития БАМа продолжается строительство вторых путей  и разъездов. Проектируемые разъезды расположены на участке Северо-байкальск –Таксимо. Правительство Бурятии выделило участок земли для строительства разъезда на Чуро-Кюхельбекерском перегоне. На каждом из разъездов пройдет реконструкция участков связи, строительство пассажирских платформ, сооружения ж/д инфраструктуры и одно из главных задач – создание новых рабочих мест. Развитие БАМа и  Транссиба дает возможность продукции Бурятии выйти на рынки АТР, создает условия для развития экономики нашего региона. Работа по развитию Великой Сибирской Магистрали продолжается.

 Литература:   Павлов С.Н. БАМ – жар сердец молодых. Изд-во ОАО Республиканская типография. – 2008. – 196 с.; Б.Дабаин. Бурятия. 3 августа 2022.

Краевед  Галина Мададаева

    

Фото: Фото из ГАРБ