Блоги 6 окт 2023 2601

Путь судьи

О первой бурятской женщине прокуроре и судье Главного суда РСФСР.

© фото: Из архива Александра Махачкеева

АЮЕВА Евдокия Ивановна (1915-2012) родилась в улусе Кукунур Аларского района Иркутской области в многодетной крестьянской семье. Училась в строительном училище в Черемхово. В конце 1932 года поступила в Восточно-Сибирский институт советского права и строительства в Иркутске. В 1935 году окончила Свердловский правовой институт.

            

Она была первой женщиной–буряткой с высшим юридическим образованием.

В начале октября 1935 года в возрасте 20 лет Евдокия Аюева была назначена следователем и исполняющим обязанности прокурора Джидинского аймака. Е.И. Аюева прошла тернистый путь от прокурора района в сибирской глубинке до судьи Главного суда Российской Федерации. В год 100-летия нашей республики и 100-летия Верховного Суда Бурятии имя Евдокии Ивановны кажется особенно значимым, а ее достижения на юридическом поприще – впечатляющими. Е.И.Аюеву можно назвать одной из бурятских женщин, оставивших заметный след в истории республики. Евдокия Ивановна своего рода первопроходец среди судей нашей республики. Она показала путь, по которому могут пройти настоящие профессионалы, люди, беззаветно преданные своей профессии. 

Этапы трудового пути Е.И.Аюевой на поприще юстиции:

  • март 1936 года – прокурор Джидинского аймака
  • осень 1936 года – прокурор Хоринского аймака
  • январь 1938 года – помощник прокурора БМАССР
  • 1943-1949 – прокурор уголовно-судебного надзора, начальник гражданско-судебного надзора
  • 1955 год – министр юстиции БМАССР
  • 1957-1972 – член Верховного Суда РСФСР

Евдокия Аюева  в своей книге «Воспоминания юриста. О жизни и идеалах нашего поколения» вспоминала, что в Верховном Суде РСФСР она стала членом коллегии по гражданским делам. Она, в частности, рассматривали дела по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным перевозкам, по искам о возмещении вреда здоровью, о расторжении брони по кассационным жалобам сторон, по имущественным спорам, по трудовым спорам о необоснованном увольнении с работы. Также ей было поручено курировать суды Бурятии, Башкирии, Ульяновской, Свердловской и Московской областей. В 1972 году Евдокия Ивановна ушла в отставку из Верховного Суда РСФСР и до 1989 года преподавала гражданское право во Всесоюзном заочном юридическом институте в Москве.

Евдокия  Ивановна, прошедшая путь от прокурора района до члена высшего суда России, отличалась обширной эрудицией, чувством справедливости, смелостью отстаивать свои убеждения, успешно защитила кандидатскую диссертацию. Писала статьи в специализированные издания, занималась литературным творчеством. В 2008 году в издательстве Бурятского научного центра вышла книга воспоминаний Евдокии Аюевой.  Ниже приводим отрывки из ее книги.

1957 год

В марте 1957 года на сессии Верховного Совета РСФСР состоялись выборы всего состава Верховного суда, куда была избрана и я. С переходом на работу в Верховный суд я оказалась в среде столичного высшего судебного чиновничества. Здесь коллеги отличались относительной свободой суждений по вопросам общественно-политической жизни, критическим отношением к действиям руководящих деятелей: Хрущёва, Брежнева, Суслова…  На периферии же мы вообще не вдавались в подобные суждения.

Мои коллеги были квалифицированными судьями с большим практическим опытом. Подбор судей осуществлялся по согласованию с отделом административных органов ЦК КПСС.

60-ые годы

Тогда в научных учреждениях и в органах юстиции большое внимание уделяли проблеме добровольного восстановления нарушенных прав ответной стороной правоотношений. Это было связано с задачей развития нравственных начал в регулировании гражданских, трудовых, брачно-семейных и иных отношений. Мною была написана статья «Проблемы морали в административной и судебной практике».

ПРИНЦИП СМЕШАННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Так, при рассмотрении дела под моим председательством по иску гр. Романенко к Управлению железной дороги о возмещении ущерба, причиненного повреждением автомобиля, суд применил принцип смешанной ответственности. Он постановил взыскать с Управления в пользу истца половину стоимости ремонта автомашины, а половину стоимости отнёс на счёт истца, признав, что он проявил неосторожность. Он пытался проехать через железнодорожный переезд, несмотря на движущийся грузовой поезд, но не успел. Ранее народным судом г. Уфы иск Романенко был полностью удовлетворён. Верховный Суд Башкирии решение суда оставил без изменения. Вмешался секретарь Башкирского обкома партии Зайцев и поднял вопрос об отмене судебных решений…  Романенко являлся судьёй Верховного Суда Башкирии. По мнению Зайцева, он злоупотребил своим служебным положением в то время, как он по своей вине повредил машину, самонадеянно стремясь переехать железнодорожную линию.

Мы же, то есть состав суда, исходили из того, что Управление железных дорог является источником повышенной опасности и несёт ответственность по возмещению ущерба и при отсутствии вины с его стороны. Учли и вину потерпевшего. По закону же и по установившейся практике дорога могла быть освобождена от ответственности при наличии грубой неосторожности потерпевшего.  

КУРАТОРСТВО

За судьями Верховного Суда закреплялись определённые области, суды которых они должны были курировать, оказывать помощь в правильном применении правовых норм по конкретным делам, следить за недопущением волокиты. За мною были закреплены суды Бурятии, Башкирии, Ульяновской области, Свердловской, а позднее и Московской областей.

О МАТЕРИАЛЬНОМ ПООЩРЕНИИ

Шестидесятые - семидесятые годы широкое распространение получили нормативные акты о материальном поощрении за лучшие показатели выполнения норм выработки. Будучи в санатории, я услышала суждения одного ответственного работника из периферии о том, что увлечение мерами материального поощрения испортило рабочих. Мол, они теперь гонятся за высокими заработками, отсюда текучесть рабочей силы. Такого рода суждения не вызывали удивления, так как в тридцатых-сороковых  годах люди нашего поколения трудились, не думая об особом материальном поощрении за хорошую работу. В сознание внедрялось представление о том, что мы работаем на своё государство и на себя...

О ТЕЛЕФОННОМ ПРАВЕ

Утверждения в печати некоторых авторов о господстве «телефонного права» при советской власти сильно преувеличены и не соответствуют действительности. Лично я участвовала в рассмотрении тысячи дел судом, а также в проверках в нижестоящих судах и не обнаружила фактов вмешательства в их разрешение партийных и советских органов. Нельзя единичные случаи превращать во всеобщее явление. Среди самих судей не было принято оказывать влияние друг на друга в разрешении дела, навязывать мнение, если не участвовали в рассмотрении дела.

О РАБОТЕ СУДЬИ

Работа судьи не из лёгких, требует внимательного, кропотливого изучения материалов дела, иногда очень объёмного, анализа и сопоставления показаний участников процесса, изучения норм права, заслушивания выступлений сторон по делу, прокурора и адвоката. Сам судебный процесс и распорядок работы носит, можно сказать, рутинный характер. По большинству дел выступали прокуроры с заключениями по делу, адвокаты в защиту сторон. Последние помогают всесторонне разобраться в деле, обратить внимание на такие нюансы в деле, которые могут остаться незамеченными. Приходилось удивляться тому, что адвокат разыскал какую-то инструкцию и иной нормативный акт, имеющий отношение к делу, которые были для меня неизвестны. А дело в том, что нам, судьям, нужно изучить и доложить на заседании 5-6 дел. Адвокат же занимался одним делом и поэтому досконально изучал его.

В год 100-летия Верховного Суда Бурятии юридическая общественность республики решила инициировать вопрос об увековечении памяти Е.И.Аюевой и  установить мемориальную доску в честь министра юстиции БМАССР (1955-1957),  члена Верховного Суда Российской Федерации (1957 – 1972), кандидата юридических наук.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева