Блоги 8 ноя 2022 1662

Дацан филмз продакшн

Как в Иволгинском дацане рождается бурятский буддийский кинематограф.

© фото: Из архива Александра Махачкеева

В прошлую пятницу в клубе села Верхняя Иволга прошла премьера короткометражного фильма «Ушко лани». Сняла его студия «Баялиг», а рассказывает он о буддийской святыне в Шулутском дацане в Заиграевском районе. К ней, к святыне,  едут паломники из других регионов России, чтобы прикоснуться к живой реликвии 19 века и получить исцеление. Артефакт представляет собой фрагмент одного из главных символов буддизма - композиции двух косуль и Колеса Дхармы, находившихся на крыше главного соборного храма - Цогчен дугана.

Полную фабулу фильма раскрывать не буду, дабы не быть обвинённым в спойлерстве,  т.е. преждевременно разрушив задуманную авторами интригу и не дав зрителю самому пережить эту историю. Но, почему Верхняя Иволга? А потому, что завязка сюжета происходит в Иволгинском дацане и в нём участвуют жители села. Они же дружно пришли на премьеру, а после него остались на обсуждение с чаепитием.  

Студия «Баялиг» существует не первый год и в основном делала программы для телеканала «Селенга». В момент её создания я в шутку предлагал назвать компанию «Дацан филмз продакшн», но вот поди же ты!  Кажется, студия постепенно выходит на оперативный простор! Это уже шестой по счёту фильм «Баялиг»,  создателем, продюсером и режиссёром которого является Хадаа Генчос. Кроме 25-минутного фильма «Ушко лани» вышли «Молчи, он же астролог», «Молчи, он же астролог -2», «Святыни не продаются», «Даллага» и «Один удар - четыре дырки».

Конечно, эти фильмы продолжительностью от 5 до 25 минут, являются скорее короткими игровыми роликами, столь популярными ныне на Ютуб, Тик-Ток, Инстаграм и других социальных сетях.  И в тоже время это не сториз и не вайны.

В некоторых из них присутствует буддийская тематика познавательного, назидательного, мистического и рекламного характера. Таким образом, создатели выполняют свою непосредственную задачу, отражая деятельность Буддийской традиционной Сангхи России, а также продвигая её идеи.

В том числе, и в деле сохранения и развития родного языка. Это лучше всего делать в популярной, развлекательной и юмористической форме. Это хорошо видно в ролике «Один удар - четыре дырки»,  премьера, которого с шумным успехом прошла на прошлой неделе в Курумкане. Именно в Баргузинской долине проходили  съемки, так узнаваемы в нём горный пейзаж, местный говор и внешность героев. Также родом из этих мест сам сюжет. Услышал его и предложил сделать по нему фильм Хамбо лама Дамба Аюшеев. А если коротко одним предложением о  сюжете, то на какие только поступки и даже подвиги, не способна пойти бурятская женщина во имя любви к мужу!

Постановочная группа фильма «Один удар - четыре дырки»

Уверен, что это один из наиболее удачных роликов студии продюсера и режиссера Хадаа Генчоса.  Кроме него, постоянным оператором и монтажёром выступает Андрей Водолеев, а композитором - молодой, но популярный Лудуб Очиров, ныне студент Российской академии музыки имени Гнесиных. Что касается актёрского состава, то, как смеётся сам продюсер: «Это вся Бурятия и даже вся Россия, с учётом, того, что у нас были съёмки в Питере». Впрочем, кроме любителей добровольцев, в «Ушко лани» сыграл Чингис Гуруев из Бурдрамы, ну  и профи, бесспорно, есть профи.

Резонанс от фильмов «Баялиг» широкий. В пятницу вечером я присутствовал на премьере «Ушко лани», а в воскресенье утром о нём уже говорили в парилке бани ПВЗ. Ещё больше людей посмотрели «Один удар - четыре дырки». За три дня только на платформе в Ютуб он набрал около 15 тысяч просмотров, а реальная общая цифра больше в несколько раз.

Пока кинопроизводство идёт за счёт средств Буддийской Сангхи, но очевидно, что финансирование вполне возможно в рамках исполнения республиканского закона «О мерах поддержки бурятского языка, как государственного языка Республики Бурятия». Он был принят 27 февраля 2014 года благодаря настойчивости Цыденжапа Батуева, тогдашнего председателя комитета по межнациональным отношениям республиканского парламента. Есть, конечно, и другие способы получить поддержку от министерства культуры Бурятии, федеральные и прочие гранты. 

Однако, очевидно, что студия «Баялиг» должна самостоятельно крепко стать на ноги и не только за счет бюджетных средств, включая государственно-частное партнерство, но прежде всего за счет коммерческого успеха и творческих достижений.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева