Блоги 17 ноя 2022 778

Пища богов Саламат – шанаhaн зоохэй

В чём сила блюда цвета золота и как его используют в народных играх и ритуалах.
Кулинарный блог.

© фото: Александр Махачкеев

Вареная сметана одно из главных блюд в бурятской кухне, особенно у западных - иркутских и баргузинских бурят. Его используют и в большинстве религиозных ритуалов, в качестве подношения объектам поклонения – божествам и духам предков. То есть, что они ели при жизни на земле, то же самое символически преподносят им на небеса.

А рецепт этого кушанья очень прост. Oбычнo гoтoвят из pжaнoй мyки, но можно из oбычной мyки выcшeгo copтa. Cмeтaнy лyчшe иcпoльзoвaть дoмaшнюю. Если она недостаточно жирная, то масло из неё не выделится. Сметану кипятят в миcкe или глубокой сковородке нa cлaбoм oгнe. Затем пoнeмнoгy дoбaвляют мyку, пoмeшивaя ложкой или вeнчикoм. Чepeз нeкoтopoe вpeмя дoлжны пpocтyпить кoмoчки и oтдeлитьcя мacлo. Koгдa пo кpaям oбpaзyeтcя кopoчкa, caлaмaт мoжнo cнимaть c oгня и пoдaвaть нa cтoл.

Саламатный ёхор

Саламату посвящены народные игрища – Зөөхэтэй наадан.  Зөөхэтэй наадан проводят в Алари, Нукутах, Осе и Бохане. Ранее его практиковали и в Оке, в прошлом тесно связанной с Аларью и Нукутами через Саяны.

В детстве в Алари в 60–70-е годы я ходил на эти весёлые праздники. Они начинались в июне, после сельских тайлганов. Зөөхэтэй наадан проводился поочерёдно по определённым дням по всем деревням. И вот деревенские собирали в этот день сметану, а вечером девушки варили на этот наадан саламат и подавали его с хлебом. В 50-е годы больше ничего не было. А в 70-е уже стали накрывать столы в клубах. В нашей деревне была целая улица, заселённая ссыльными украинцами – бандеровцами. Они давали овощи. Если кто-то жадничал, тому мальчишки могли ночью вытоптать огород.

 Вечером на лужайке разводили костер. Обычно укладывали старые покрышки и огромный костер горел до утра. Вокруг или рядом с ним и водили хороводы. Мы поочерёдно ездили на ёхора по соседним деревням. На чём придётся. Пешком ватагой, если на конях, то уводили коней с колхозного конного двора, на великах, на мотоциклах, по трое – четверо, или тряслись на тракторной тележке.     

В рюмках отдельно угощали топлёным маслом из саламата. Много его нельзя было выпить, а пили, чтобы легче было петь. Смазать голосовые связки, как делают некоторые оперные певцы, ну и получить заряд калорий на всю долгую летнюю ночь. «В ту пору по всей Боханской долине в каждом селении после окончания сева и перед сенокосом устраивались не просто ёхоры: то бывали Зөөхэй наадан – вечерние ёхоры с обязательным приготовлением на кострах саламата (национальное блюдо, каша из ржаной или пшеничной муки, сваренная особым способом на сметане или сливках). Пока молодёжь водила хороводы, знатоки варили это чудесное кушанье в маленьких котлах. Желающим подавалось в пиалах топлёное масло. Тот, кто выпивал масла больше других, считался героем ёхор наадана» (М. М. Осодоев. Зов. М, 1982. С. 88–89)

Мунгаалдан – кто кого перепоёт

– На наадан было принято приглашать молодёжь из соседних деревень, близлежащих и дальних, – рассказывал Роман Дмитриевич Дамбинов. – Мы из Нарен ездили в Куркат, за тридцать километров. Парни – верхом на конях, а девушки – на пароконном фургоне (это длинная повозка, в которую запрягаются две лошади), их там вмещалось до десяти человек. Почему приглашали на Зөөхэй наадан? А чтобы соревноваться в мунгаалдан (хухалгаан) – перепевки или может быть частушки. Мунгаалдаха – кто кого перепоёт, когда певцы соревнуются, шутят и острят в своих куплетах. Так, на саламатных ёхорах деревни выступали друг против друга, а если таковых гостей не было, то девушки соревновались с парнями. Пели тогда все, не поющих просто не было, и пели с раннего детства. Помню, я учился в 4-м классе, и мы ходили на колхозное поле на прополку и вот на грядках пели – мунгаалдан. Девчонки против мальчишек.

Вокруг саламатного котла

Саламат был непременным участником обряда в Эхирите и Баяндае по случаю празднования рождения сына. Гости приходили со сметаной, которую сливали в чугунный котел для приготовления. Когда саламат был готов, следовало весёлое действо, подтверждавшее принадлежность младенца к мужскому полу.

Женщины рассаживались вокруг большой чашки с саламатом. Вместе с ними садился мальчик лет восьми. С последней ложкой саламата он должен был вскочить и убежать. А женщины ловили его и поймав, спускали с него штаны с криком: «Хубун! Хубун! – Мальчик! Мальчик!».

Молодые тетушки и девушки устраивали другую забаву. Пригоршней масла от саламата, они пытались обмазать лица холостым парням. Чтоб женились поскорей! Опять веселье и хохот, особенно, если парень не знал об этой традиции, а если знал – убегал. Был такой случай, пришёл гость из города в белом костюме и помазали его саламатом. Костюм, конечно, пострадал, зато на следующий год он приехал в деревню уже с женой! Видно, сакральная сила  саламата подействовала, сразу стал привлекателен в глазах девушек!     

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев