Блоги 7 фев 2023 1537

Индульгенция от Хамбо ламы

Хамбо лама нашёл мистическое объяснение причине пожара в Иволгинском дацане и объяснил действия воина буддиста.

© фото: Александр Махачкеев

6 февраля в Иволгинском дацане произошло возгорание в цехе по переработке шерсти. На место происшествия были направлены четыре пожарных расчета. Пострадавших при пожаре нет. Дознаватели ГУ МЧС устанавливают причину возгорания и, наверное, вскоре сообщат о неисправности элетропроводки, нарушении правил пожарной безопасности или дадут другое логичное, правдоподобное и прозаическое объяснение.

Но верующие и священнослужители в подобных случаях по природе своей склонны ударяться в философию или мистику. Во-первых, это лишнее свидетельство непостоянства всего сущего и это одна из основных концепций буддийского Учения. Во-вторых, считается, что храмы должны время от времени гореть, освобождаясь от накопившегося негатива, поскольку прихожане несут в монастыри все свои беды и проблемы. Так в апреле 2014 года сгорел главный храм Агинского дацана. Цех не дуган, но он расположен на территории дацана и в данном случае пожар стал очистительным огнём.

Однако на этот раз Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев нашёл иное объяснение. Он сам лично и его сподвижники приложили массу усилий, чтобы наладить работу цеха и произошедшее не могло не взволновать иерарха. В тот же вечер в своём телеграмм канале он написал: «Вот видите, как в мире всё взаимосвязанно! Стоило мне выложить самое жесткое учение Ламы Галшиева, так у нас случился пожар. Сгорело сушильное отделение в цехе кожевыделки. Из оборудования обгорел только барабан для размягчения шкур. Рабочих в помещение не было, так что всё нормально обошлось. Да потом год тигра заканчивается, поэтому будьте бдительны, а то тигр возьмет и хвостом еще стеганет».

Но о чём же оно это самое - «самое жесткое учение Ламы Галшиева»? В своём комментарии к учению жившего до революции бурятского монаха Хамбо лама Аюшеев написал, что буддист может совершить убийство человека – врага и это не повлияет отрицательно на его карму: «Для такого сложного случая я расскажу одну историю. Это произошло на корабле, где группа злодеев решили убить остальных, чтобы завладеть их имуществом. Буддист, находясь на корабле, сумел разгадать коварный замысел злодеев. Когда понял, что спасти жизнь множества людей на воде и вдали от земли невозможно, он организовал убийство этих злодеев. Хотя наш Учитель говорил, что буддист был Бодхисаттвой, но мы помним, как вьетнамские монахи защищали Родину с автоматом в руках. Думаю, стать презираемым гораздо отвратительнее, если ты проявил трусость и пожалел себя, что оказался за границей».

На этот счёт есть одна любопытная притча. В некоей стране существует узаконенная возможность получения лицензии на убийство. Гражданин, желающий получить ее добровольно, проводит десять лет в местах лишения свободы. По выходу он получает документ, подтверждающий факт отсидки и право на совершение убийства. Для него это уже не будет считаться преступлением, ведь он уже авансом рассчитался за него с обществом. Лицензия открывает ее обладателю поистине неограниченные возможности. Перед ним открываются все двери, и никто не прекословит ему. Кто же рискнет быть безнаказанно убитым?

Хотя, в случае с комментарием Хамбо ламы это, бесспорно, не лицензия, а скорее индульгенция. В Индии я был на руинах легендарного буддийского монастыря Наланда. В нём жили тысячи монахов, заложившие фундамент буддийской философии. Однако, с запада пришли мусульманские захватчики и дотла разрушили его. Сегодня буддисты составляют мизерный процент на своей исторической родине. Исчез он и на территориях Пакистана, Афганистана и Средней Азии, где ранее был широко распространён. Вспомним, недавний расстрел талибами гигантских статуй Будд в Бамиане.

Этот печальный опыт заставил буддийских мыслителей внести со временем существенные коррективы в древние каноны. Что, собственно, вновь говорит о непостоянстве и мимолетности бытия. Российские же буддисты (калмыки и буряты, как прямые потомки Чингисхана) никогда не были идейными пацифистами и активно принимали участие в большинстве войн империи Романовых. Хамбо ламы Иролтуев и Итигэлов во время русско-японской и первой мировой войн, выезжали в госпиталя, лечили раненых, собственноручно собирали деньги на фронт.

Религиозные системы крайне консервативны и черпают силы в традициях. И в этом плане XXIV Пандито Хамбо лама Аюшеев ничего нового не придумал. Он лишь продолжает дело своих великих предшественников: XI-го и XII-го Пандито Хамбо лам…

 

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев