Блоги 4 апр 2023 1955

«Би мартахагүйб…». Я не забуду...

Стихи и песня под таким названием написаны земляками легендарных девочек Халхин-Гола. Бойцы с тоненькими косичками в свои 13, 14, 15 лет ушли на линию фронта, чтобы открыть свой фронт — в палатах госпиталя.

Они, привычные к тяготам кочевой жизни, работали круглосуточно. Накладывали повязки, кормили раненных, стирали, убирали.

— У нас каждое утро было построение как у настоящих воинов. Татьяна Петровна, наш врач, была нам как мама. Строгая мама, которая нам говорила: «Потерпите, мои хорошие, мы обязательно победим!». А мы и не уставали. Нам хотелось, чтобы война побыстрее закончилась и, чтобы все вернулись домой, — улыбается Чимидцэрэн-эж.      

До войны на Халхин-Голе Чимидцэрэн-эж работала на молочной ферме, вырабатывала из молока сметану. В свои довоенные 13 лет она руководила такими же девчонками, как она, была бригадиром. Смотрю снова на Чимидцэрэн-эж и пытаюсь понять — откуда столько жизненной силы в этой миниатюрной женщине, которой на днях исполнится 100 лет… Взгляд четкий, если не жесткий, ни тени кокетства от повышенного внимания. Хотя… бурятские женщины особой лиричностью не отличаются и спустя десятилетия… 

— Мы внимательно изучили биографии всех 16 девушек. Все они начинали рано трудиться и после войны работали всю свою жизнь. Чимидцэрэн–эж из рода «улаалзай хубдууд». Её родители, как и все наши предки, откочевали в 20-х годах прошлого века, — рассказывает добровольный архивариус села Лхама–эгч. – Образования у нее не было, родители просили обучать её на дому, обучали и русскому языку. Она еще состояла в комитете Ревсомола, была активисткой.  После войны в колхозе она работала в медпункте санитаркой, а потом поехала учиться в столицу в техникум на повара.

И после работала шеф-поваром в самых крупных ресторанах Улан-Батора. До пенсии. У нее очень много наград. «Орден Красного Знамени», «Красного креста», «За победу в боях на Халхин-Голе», «Орден Жукова», а есть еще медаль «Мать-героиня».

Тем временем правнучка, которой год с небольшим, вскарабкивается на колени своей столетней прабабушки и пытается чмокнуть в щеку. Могла ли думать девочка в далеком 1939 году, что ждет её долгая и счастливая жизнь.   

«Би мартахагүйб…»

На долю Чимидцэрэн-эж выпали серьезные испытания. Она родилась вдали от родных мест — в Дадал сум Хэнтийского аймака, поскольку родители вынуждены были покинуть родные агинские степи в поисках лучшей доли. Подростком ушла на войну, а через шесть лет, в 1945 году, на фронт отправился уже её супруг Базарын Баасан. Было им по 22 года и вряд ли они могли предугадать, чем закончится для него эта битва.        

10 августа 1945 года Монгольская народная республика объявила войну Японии, направив свои воинские части в августе 1945 года на фронт для участия в Маньчжурской операции. Численность войск составляла около 80 тысяч человек. В боях с японо-маньчжурскими войсками в ходе Хингано-Мукденской фронтовой наступательной операции, они совместно с советскими войсками нанесли удары от сомона Сайншанд в пустыне Гоби по войскам князя Дэ Вана и японской Суйюаньской армейской группы. Южнее монгольские кавалерийские части наступали из Северной Гоби в направлении уезда Долон-Нур (ныне Долунь) во Внутренней Монголии.

Сулөөлхэ дай — так называлась у монголов война 1945 года. До полной капитуляции Квантунской армии оставалось меньше месяца. И тем не менее потери для каждой семьи остались невосполнимыми… Семье Чимитдцэрэн-эж повезло. Супруг вернулся, они вместе воспитали четверых детей.  

… О событиях тех дней написаны книги, снят фильм. На родине к 80-летию боев на Халхин-Голе открыт памятник. На нем имена всех шестнадцати девочек. Автором идеи выступила известный общественный деятель в Монголии и Бурятии Лубсанай Оюнсэсэг.

Книгу под названием «Тэд бидний тулөө, бид тэдний тулөө» писали всем селом, а документальный фильм, снятый по рассказам самих участниц, более чем убедительно смог передать эмоции событий восьмидесятилетней давности. Оюн гэрэл, продюсер фильма, взялась за самый сложный жанр — реконструкцию тех событий. При этом героями фильм стали жители села.  

— Мы начали работу в 2019 году. Вынужденный перерыв из-за пандемии лишь сдвинул сроки, но дал время детально проработать все сцены. Подбирали даже масть лошадей, восстановили морин-ходок, атрибуты попросили в военной части. Очень старались, наградой стала Золотая медаль фестиваля «Алтаргана», — рассказывает автор идеи и организатор съемок. 

Один из кабинетов местной школы назван именем Чимидцэрэн-эж. На стенах фотографии всех ветеранов той войны. А в Военный музей Монголии переданы все собранные документы и фотографии отряда с косичками.

… В феврале 1945 года на Ялтинской конференции великих держав была достигнута договорённость о том, «что через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии сохранения статус-кво Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики)».

Партия Гоминьдан, правившая в Китае, расценивала это как сохранение положения советско-китайского соглашения 1924 года, согласно которому Внешняя Монголия входила в состав Китая. Однако СССР объявил, что соглашение в Ялте следует интерпретировать иначе: наличие в тексте слов «Монгольская Народная Республика» означает, по мнению Советского Союза, признание Черчиллем и Рузвельтом независимости МНР.

В августе 1945 года СССР и Китайская Республика заключили договор, по которому Китай согласился признать независимость МНР при условии, что будет проведён всенародный референдум. По его итогам абсолютное большинство граждан МНР голосовало за независимость страны. По результатам плебисцита 5 января 1946 года правительство Китая признало независимость МНР. После победы коммунистов в гражданской войне в континентальном Китае и образования КНР лидер компартии Мао Цзэдун настаивал на пересмотре итогов соглашения 1945 года и предлагал создать монгольскую автономию в составе КНР. Однако в ходе советско-китайских переговоров 1949—1950-х годов СССР также добился дипломатического признания МНР со стороны нового китайского государства. 

Таким образом, важнейшим политическим итогом участия Монголии в войне против Японии стало признание Китаем независимости МНР.