Истинный буддист всегда должен помнить о смерти, размышляя о том, что жизнь не продлится вечно. Еще Будда сказал, что: «Подобно тому, как подходит к концу тончайшая нить, вплетаемая в полотно, так же приходит к завершению и жизнь человека». Без этого человеку будет трудно воспользоваться преимуществами человеческой жизни, чтобы в полной мере постигнуть заложенный в ней великий смысл. Глубоким смыслом наполнен и процесс погребения, ставшего бесполезным тела.
О том, как совершают тибетские буддисты уже посмертное благодеяние поведал великий российский ученый Базар Барадин. Он стал свидетелем практики «небесного погребения» во время экспедиции и опубликовал рассказ об увиденном в дневнике «Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: Дневник буддийского паломника (1906 – 1907 гг.)» (Улан-Удэ. 2002).
Траурная процессия
Похороны одного из старейших и уважаемых лам проходили рано: «…при утреннем холоде, когда золотые лучи солнца появились на высоких вершинах окружающих гор. В эту падь спускается с запада на восток другая маленькая падь прямо за северной лавранской горой. Эта последняя падь и служила лавранцам кладбищем».
Дойдя до устья этой пади, Барадин и его спутники присели к земле, оглядывая вверх по пади и по небу, не видать ли какого-либо признака похорон летающих грифов. Оказалось, что они слишком поторопились и пожалели, что не смогли спокойно отпить дома свой утренний чай.
Прошло около часа времени, когда скорбящие, услышали людской говор, тихо доносившийся снизу с устья пади, а затем показалась и сама похоронная процессия. Это были люди идущие гуськом по дороге. Телом покойного, покрытое его монашеской желтой накидкой намчжар несли на носилках. Процессию составляли однокурсники покойного, ученики и другие близкие ему люди, в основном почтенные старики. В том числе и несколько человек бурят. Процессия остановилась у подножия скалистой горы. «Носилки с телом тихо опустили на землю и сняли покрывало. Посиневшее тело покойного было связано в комок, и его тотчас же выпрямили по земле, молодые ламы остались около трупа, а старые уселись подальше от трупа, чтобы читать «пожелания» по усопшему».
Грифы утилизаторы
К ближайшей северной скале со всех сторон тут же слетелись грифы. Число их быстро росло и они становились всё смелее и нахальнее. Они рвались к трупу в круг людей. Молодые ламы энергично отгоняли их, размахивая своими орхимжи (одеждой), а более нахальных отбрасывая руками прочь. «Так продолжалось, пока труп опустили на землю, развязали, выпрямили его по земле и надели на шею веревку, чтобы держать за нее труп. Как только молодежь успела сделать это и быстро отошла в сторону, грифы со всей массой набросились на труп, который моментально исчез из вида под огромной кучей колтыхающейся серой массы птиц. Лишь из-под этой живой массы печально шевелились пятки человека».
Базар Барадин признаётся: «Было страшно смотреть.
Тем временем ламы, усевшиеся в стороне, начали читать дружным печальным быстрым темпом сначала молитву дуншаг, а затем, одну за другой шесть книг «пожеланий». Они читали, задумчиво и серьезно смотря на страшную сцену, как эти голодные животные пожирали перед ними тело их друга, с которым они так недавно говорили, смеялись.
Перед ними была слишком реальная картина, что эти люди не могли размышлять в это время о действительности вещей, о невечности и ничтожестве мира и о вечной блаженной Нирване.
Мы сидели в нескольких саженях от трупа, и при порыве ветра ударял нам в нос ужасный запах. Птицы в страшном обжорстве продолжали колыхаться общей массой над трупом. Наиболее слабые, старые или молодые, часто выталкивались сильными, и происходили ожесточенные схватки, издавались злобные неприятные шракания».
Черные птицы
Когда ламы читали «пожелания», один из людей покойного раздал всем присутствующим по 8 чжосов (около 1 коп.) за ниспослания добрых пожеланий по умершему. Для ученого это было очень трогательно, случайно оказавшиеся здесь люди, должны были принять их жертвование, иначе было бы равносильно отказу ниспослать свои пожелания по умершему.
Птицы стали расходиться, когда от трупа остались лишь самые твердые, недоступные им крупные куски костей. Они расходились с места шумного своего пиршества медленно и спокойно и, отойдя повыше к скале, стали греться на солнышке, изредка подправляя свои могучие крылья и зачесывая тело клювом.
Все кончилось, удалились ламы, читавшие «пожелания», а молодые ламы сделали большое очистительное воскурение на земле из можжевельника и пустились вниз за уходящими ламами. Когда люди скрылись из вида, со скалы стремглав спустились к немногим останкам от трупа большие черные птицы, с нетерпением ждавшие до сих пор своей очереди на вершине скалы, и начали глотать уцелевшие куски костей. Их было немного, штук пять, тогда как грифов, было 46 птиц.
Этих черных птиц преследуют охотники за их желудок, употребляемый в тибетской медицине против катара.
А грифов строго запрещено убивать за их услуги по уничтожению трупов. Их привёз 1-й Чжамьян-шадба (1648- 1721), возвращаясь из Лхасы на родину для основания будущего монастыря Лавран, чтобы насадить здесь лхасский способ уничтожения трупов.
Урок живущим и корм птицам
Весь процесс «небесного погребения» занял каких-нибудь полчаса времени. От трупа не осталось ни одной косточки, та же чистенькая площадка, какой она была раньше, земля лишь слегка протерлась от ног людей и животных. Так похоронили старого лавранского монаха, и так хоронят все лавранцы своих умерших братий.
«Подобный оригинальный способ похорон производит на свежего человека весьма сильное, леденящее душу впечатление.
Очевидно, он придуман с целью реально сказать всем: «Таков конечный удел для всех! Кто не лишен рассудка, тот увидит это, будет с тревогой задавать себе вопрос, так в чем же смысл жизни? Если он верующий в Будду - он найдет на это ответ, лишь только предстанет пред его взором на выбор - мир обманчивой жизни Сансара или мир истинной жизни - Нирвана. Тогда он не впадет в две крайности: в безнадежный пессимизм самоубийцы или грубый материализм, говорящий «пей, ешь и наслаждайся сколько можешь, пока живешь».
Наоборот, человек будет дорожить своим человеческим существом, наделенным высшим даром разума и творчества, способным жить не только настоящим, но и прошедшим и будущим. И он ревностно примется за нравственно-философское воспитание своего духа согласно тому, как несравненный Учитель, разрешил конечный смысл жизни!»
Таково внутреннее содержание погребального ритуала, который увидел и описал Базар Барадин: «Кроме того, в подобном способе похорон сказался и практичный ум тибетца, желавшего осуществить заодно в то же время идею гигиенического крематория и добродетельного использования трупа человека кормлением животных» (с.220 – 221).
Город ужасов
Как говорил Далай лама XIV про тибетцев: «Всё самое лучшее мы взяли у соседей. У индийцев - буддизм, у китайцев – кухню, а у монголов – одежду». А в религиозных системах похоронные обряды занимают важнейшее место. Буддизм возник в Индии и некоторые свои основополагающие концепции он заимствовал из индуизма, в том числе и практику кремации умерших. Огонь освобождает бессмертную душу от оков бренного тела. Это конец странствия жизней в поисках нирваны.
Однако, в горах Тибета, также как и в степях Монголии это сложно осуществить из-за отсутствия лесов. Поэтому тибетцы воспользовались помощью грифов для утилизации трупов. Этот способ, скорее всего, они заимствовали опять же в Индии, у тамошних парсов (зороастрийцев). Те также оставляют трупы в специальных «башнях молчания», где их поедают падальщики - грифы.
А центральным местом для кремации по индуистскому обряду является священный город Варанаси на реке Ганг. В прошлом его звали Бенарес, а любители сенсаций «городом мёртвых» и «фильмом ужасов». К Гангу спускаются по крутым лестницам гхатам, гхаты это визитная карточка Бенареса. Кремация на священных гхатах в непосредственной близости от реки предлагает возможность спасения.
На берегу, в мутной воде моются мужчины и женщины, одни стирают белье и тут же чистят зубы, профессиональные ныряльщики выискивают на дне монеты, зазывно кричат лодочники. С реки открывается совершенно фантастический вид на верхушки храмов, минаретов, башенки и купола дворцов магараджей, огромные поленницы дров и дымы погребальных костров. На ум приходят слышанные когда-то слова: «Здесь люди рождаются, умирают и рождаются вновь», «Бенарес не таится. Он не изображает из себя священное место. Он просто есть священное место».
В водах Ганга
Лодочник в замызганной футболке говорил, что любой индус мечтает перед смертью приехать в Бенарес, чтобы после смерти его прах развеяли над Гангом. Но не все имеют средства на покупку дров и тогда мертвеца привязывают к камню и топят. А тех, у кого нет денег даже на камень, просто опускают в воды, и отпускают плыть вниз по течению, где их подбирают крокодилы. Не сжигают также садхов (йоги, аскеты и святые), беременных женщин, смертельно укушенных коброй, альбиносов, прокаженных и детей в возрасте до 10 лет. Вообще, похороны в Индии — это позитивная атмосфера, передача положительной кармы усопшему, а так же залог его успешного перерождения.
Я был в Бенаресе, но трупов в реке не видел. На лодке мы заплывали на середину реки. Здесь вода имеет зеленоватый цвет, она прозрачна на вид и приятна на вкус. Несмотря на протестующие крики лодочника (для индусов не характерно умение плавать), буряты ныряли в Ганг. Вода в ней теплая и мягкая, и принимает в себя словно материнское чрево.
Наша лодка причалила к противоположному берегу и вся группа бурятских паломников приступила к омовению, погружаясь вглубь и самозабвенно обливаясь все новыми и новыми пригоршнями воды. Прощаясь, мы опустили подношение великому Гангу. Река приняла наши дары, и зеленые воды медленно унесли бутоны цветов и огоньки горящих свечей….
Через пару дней, перенапрягшись в горах во время обхода пещер отшельников, перегревшись на палящем солнце, одна из наших паломниц молвила: «Мне было так тяжело, что я подумала, не настала ли пора вернуться в Бенарес и заказать для себя вязанку дров?»