Блоги 14 июл 2023 2864

Журнал романтиков «Священный Байкал»

Об эволюции бурятских СМИ от постсоветского бума до тотального наступления глобальных социальных сетей

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Незаметно наступило третье десятилетие XXI века и нужно подвести итоги  метаморфозам постсоветских СМИ. Сегодня социальные сети всё больше стирают прежнюю границу между реальным миром и его цифровым подобием, агрессивно вытесняя привычные газеты, журналы,  радио и ТВ на обочину жизни. Падают тиражи, все меньше слушателей и зрителей. А ведь от постсоветского бума до цифрового нокаута прошло всего два десятка лет. Но, как все начиналось? Сегодня мы расскажем о журнале «Священный Байкал» - первом опыте издания иллюстрированного журнала в Байкальском регионе.

Под предводительством Амарсаны

Через месяц с небольшим будет 30 лет выходу первого номера журнала «Священный Байкал». Он вышел осенью 1993 года. «Яркий, красочный, позитивный. Он и сейчас смотрится современно, а четверть века назад и вовсе воспринимался как уникальное явление. Впрочем, он и был таковым», - написал о нем в своих воспоминаниях член редакции Сергей Кутейников («Винтаж. Истории из 90-х», ж. «Байкал», № 3, 2017).

Здесь же помещена и фотография редакции: Виктор Харитонов, Маргарита Петрова, Амарсана Улзытуев, Сергей Кутейников,  Петр Поначевный, наш водитель и я. Главным редактором и мотором «Священного Байкала» был Амарсана Улзытуев.

В то время перед ним в Улан-Удэ открывались любые двери. Сын Дондока Улзытуева, сам талантливый поэт и этим все было сказано. В СССР и на его излете, отношение к литературе было совсем иное. Поэты и писатели действительно были властителями дум и Амарсана запросто заходил к председателю совмина Саганову и председателю Верховного Совета Потапову. Леонид Васильевич выделил деньги на издание нулевого пилотного номера, а Владимир Бизъяевич комнату для редакции в Доме печати на Каландаришвили 23 и старенькую «волгу».

Романтики

Идея выпуска первого в регионе иллюстрированного журнала, как и его названия, принадлежала Амарсане и видел он его аналогом «National Geographic» или «Geo». Поэтому в основу нулевого номера легли материалы о буддизме, православии и проблемах Байкала, обильно снабжённые фотографиями. На обложке был портрет Его Святейшества Далай ламы XIV-го.

Как вспоминает сейчас Сергей Кутейников: «Журнал делали романтики».  И неофиты в журналистике, свидетельство чему нижеследующее воспоминание фотографа Юрия Извекова.

Ритка   

«Ритка, урожденная Петрова, сейчас, вроде бы Торгашина, а может быть все еще Каргапольцева. Это в Селенгинске, куда мы ездили с ней брать интервью у Гейдельбрехта. Она тогда работала секретаршей в «Священном Байкале» у Амарсаны Улзытуева. Я поехал, как фотограф, она, за неимением лучшего, как литсотрудник. Зная ее ветреный характер, еще в электричке задал ей вопрос:

- Ты к интервью подготовилась?

- Подмылась, что ли, ха-ха?

- Ты не по анекдоту, вопросы составила?

- Еще не хватало, я че, дура, вопросов не подберу!

- Хоть знаешь, что они там выпускают на комбинате?

- Надо мне, там увидим.

Гейдебрехт принял незамедлительно, видимо связи Амарсаны и имя его отца сделали свое дело. Вопросы Риткины, были крайне неопределенны и бестолковы, самый осмысленный я запомнил на всю жизнь: «А как у вас там вообще?». Чтобы исправить неловкость, которую сама Ритка ни капельки не чувствовала, приходилось не только выискивать ракурсы, но и подкидывать темы для разговора - Гейдебрехт судорожно хватался за них как утопающий. К тому же я заметил, что Ритка ничего не записывает, даже блокнот с ручкой для порядка не в руках не держит. Когда «интервью» довольно быстро, за отсутствием обоюдного интереса закончилось и Гейдельбрехт с облегчением сказал напоследок:

- Ну, а сейчас с вами проведут небольшую экскурсию, а потом пообедаете, до свидания, -

я уже в коридоре, спросил Ритку:

- А чего это ты ничего не записывала?

- Вот, надо еще, я и так все запомнила.

- А что ты запомнила?

- Да отстань, ехида!

Подошел сопровождающий, Ритка сразу попросила отвести в столовую, а экскурсию начать с «чего у вас там делают». На складе готовой продукции, она, посмотрев на гигантские рулоны, тихо спросила меня:

- Это бумага?

- Бумага.

Потом громко:

- Ну, нам на электричку.

На этом история с интервью закончилась. Навсегда. Без каких либо видимых последствий. Никто, ни Амарсана, ни, в первую очередь Ритка о нем больше вспоминали.

Зато, когда мы шли по поселку на электричку, все мужики смотрели на Ритку с тоской и со страстью».

Юра верно подметил насчёт мужского внимания к Ритке. У неё были высокие упругие груди и на работу она приходила без лифчика и с глубоким декольте. Приходилось делать ей внушение по этому поводу, дабы не отвлекала редакцию от работы. В свободное время Ритка стучала на машинке свои рассказы. Писала талантливо, дерзко и с юмором. Пишет до сих пор. Один из её новых искромётных рассказов опубликован в свежем (третьем) номере журнала «Байкал» за 2023 год.    

Поэт и краевед

Другим уникумом «Священного Байкала» был краевед Виктор Харитонов. Придя на работу, он ложился на бок на кушетку и генерировал идеи, критиковал, яростно спорил, выдавал разнообразнейшую информацию из истории и краеведения (его квартира была сплошь забита книгами (около 15 тыс. экземпляров). «Витя организовал в пилотный номер три статьи, которые вошли в научный оборот», - вспоминает Амарсана.

Уже после смерти Вити был опубликован сборник стихов и эта книжка открыла нам, его старым товарищам, ранее неизвестного человека - Поэта,  в чудесном озарении познавшем всю скоротечную красоту и непреходящую мудрость этого мира. При жизни, мы не замечали этого за его образом чудака краеведа, и он так и ушел недооцененным поэтом.

 Хоббит и эльф

В самом начале 90-х мы с Амарсаной ехали на редакционной «Волге» в Боярск, на его отцовскую дачу. В Кабанском районе, далеко впереди увидели, как с опушки леса по заросшей высокой травой лугу к дороге вышли два человека.

Подъехав вплотную, узнали Витю Харитонова, а с ним незнакомую красивую девушку. Он со своей окладистой бородой, с холщовой сумкой изображал хоббита, а его обвешанная фенечками и колокольчиками спутница - девушку эльфа. Шли очередные «Хоббитские игрища».

С тех пор мы никогда не удивлялись, когда перед нами, словно по сказочному повелению «встань передо мной, как лист перед травой», вдруг, ниоткуда, в самом неожиданном месте возникал Витя! Почему именно это воспоминание?

 Не потому ли, что оно запомнилось, словно эпизод из детства, когда в душе остаётся только самое светлое и тёплое чувство.

А вечером мы сидели с хоббитами у объединившего нас костра, шумел прибой, была чудесная ночь, и Витя читал свои стихи: «Уже много лет время обгоняет меня. Время - не песок,

 текущий сквозь наши пальцы. Это мы - песчинки, пробегающие сквозь пальцы Времени…».

 

Фотографы

 Поскольку «Священный Байкал» был иллюстрированным журналом, то Амарсана привлёк к сотрудничеству лучших фотографов Бурятии. У Владимира Кучерова уже тогда были изданы черно-белые альбомы  по бурятскому балету и он сделал порт-фолио Ирине Пантаевой для дебюта в мировой фэшн-индустрии. В конце 90-х Володя уехал в Москву издавать альбом по Байкалу и там бесследно исчез. Тесно сотрудничали с журналом Вячеслав Урбазаев и Пётр Поначевный.

В этом же пилотном номере размещена реклама Улан-Удэнского ликероводочного завода.  Его давно уже нет. А тогда, его продукция в рекламе не нуждалась и уходила влёт на региональном рынке. Но директор Борис Абрамович Лев думал о расширении поставок и снабдил нас полным ассортиментом водок, наливок и настоек. «Наш гениальный фотограф Петр Поначевный поехал с этими яркими бутылками на Омулевку, снял их на фоне Селенги, вернулся, и... созрела мысль попробовать рекламируемый товар, - вспоминает Сергей Кутейников. - Как раз подоспел День печати, его отмечали 5 мая. Всей редакцией выехали на Верхнюю Березовку. Этот героический акт тимбилдинга (тогда мы этого слова не знали) остался запечатлен фотоаппаратом Петра Поначевного»…

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева