Общество 19 янв 2024 602

Зимние забавы в Верхнеудинске и Кяхте

Рождественские святки – это период в жизни православных жителей Бурятии между Рождеством Христовым, которое отмечают 7 января, и Крещением – его празднуют сегодня 19 января. Святочная неделя наполнена мистикой, пророчествами и народными гуляниями. О том, как проходили святки у нас в Забайкалье описал в своё время известный в республике краевед и поэт Виктор Александрович Харитонов.

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Катания и гадания

Как и  сто и двести лет назад любимым развлечением этих дней было  катание  с ледяных гор. Только раньше скатывались на коровьих шкурах, а ныне – на ледянках из пластмассы.  Не менее популярной и актуальной  забавой  остается и гадание.  Но не всякое гадание в наши дни выполнимо: не везде найдешь ворота, через которые можно бросить валенок, хотя к проруби в наши дни, точнее ночи, ходит не мало народу.  Потому и к баннику вряд ли кто пойдет ворожить-выспрашивать. Гаданье это заключалось в следующем: девушки шли к бане и, подставив голые попки в банное окошко, ожидали, какой рукой тронет их, живущий в бане дух-банник. Если мохнатой, то и жених будет богатый, а если рука гладкая, да тем паче, холодная, то и жених ждет бедный и сердитый. Потому и проговаривали девицы: «Добрый, да богатый, тронь лапою мохнатой». Но главное, было сохранить в тайне место гадания, чтобы парни не устроили девушкам обидного розыгрыша.  Вот так, весело, с шутками и прибаутками наши предки проводили праздничные дни…

Балы и водевиль, водевиль, водевиль!

Во второй половине XIX – начале ХХ века в Кяхте и Верхнеудинске к рождественским праздникам приурочивали различные благотворительные мероприятия: балы, лотереи, спектакли, вечера. Во всех учебных заведениях и общественных собраниях устаивались елки для детей. Вот что сообщал в начале 1896 года корреспондент из Верхнеудинска в газете «Восточное обозрение»: «4 января в помещении общественного собрания любителями драматического искусства был дан спектакль. Были поставлены: комедия-фарс «Заяц» Мясницкого в трех действиях и шутка-водевиль «Это он!!!». Выбор пьес можно назвать удачным в том смысле, что вполне подходил к святочному настроению публики. Публика во время спектакля от души смеялась. Нельзя не поблагодарить любителей-артистов за то, что они пожертвовали своим временем и силами для хорошего дела. Чистый сбор в количестве 201 р. 20 коп. поступил на образование фонда, возникающего в г. Верхнеудинске общества вспомоществования нуждающимся учащимся.

По примеру прежних лет у нас были устроены бал-базар в пользу женской прогимназии и лотерея-аллегри в пользу приюта. Упомянем еще о елке, устроенной на святки в женской прогимназии для учащихся. На елке присутствовало боле 300 человек. Было тесно, но весело. Подарки на елку частию куплены на деньги, собранные по подписке (110 р.), частично пожертвованы (Цыгальницким, Раухбаумом, Мантуровым). Чай, сахар и печенье любезно предложены г. Коробейниковым».

Народные гуляния

Конечно же в эти дни проходили и всевозможные народные гулянья. Наша бабушка Шамсудина Муссолимовна Бакланова любила вспоминать, как их, молоденьких девиц, парни усаживали в сани-розвальни и, разогнавшись примерно от современного почтамта, устремлялись вниз по улице Большой Николаевской (совр. Ленина), стараясь доехать до Собора. На торговой площади устраивали балаганы и карусели. Кроме того, город сдавал в аренду… реки, для устройства катков и ипподрома. Первый каток располагался на Селенге напротив Пароходной пристани, а второй на Уде, на Уде устраивали и ипподром для скачек.

Скоморохи и ряженые

Главными действующими лицами святочных праздников, длившихся от Рождества до Крещения были скоморохи. Среди них были и плясуны, и песенники, жонглеры и дрессировщики. В эти дни устраивались лошадиные скачки и кулачные бои. Любимым развлечением, благополучно дошедшим до наших дней, было катание со специально сооружавшихся на берегах рек ледяных гор. Катались с гор на коровьих шкурах и на деревянных катках.

Конечно же святки не обходились без ряженых. Хождение по домам ряженых были распространены по всей Сибири. В Забайкалье, особенно среди семейских, такое хождение называли «машкерадить» или «цыганить». «Полюбуйтесь, - рассказывает М.Ф.Кривошапкин о святочных развлечениях в Енисейском округе в середине ХIХ в., - вот «бука»: у него лицо обмазано сажею, на голове рога, на ушах лохмотья, во рту папироса огнем внутри рта; вот и настоящий черт – с рогами, с хвостом, весь обтянутый черным коленкором; вот – шаман в тунгузском платье, с бубном в руках… вот – кто-то обшил себя медвежиной и ходит себе на четвереньках, приседая для отдыха на задние лапы; вот арлекин, но с маскою до того отвратительною и страшною, что смотреть невозможно. И остальные также наряжены. Их пляс идет под удары бубна и своеобразные свистки, писки, трески и т.п.».

Праздник предусматривал непременное хождение по гостям с визитами и ответный прием гостей. Правда, иные гости пользовались подобной традицией слишком усердно. Тот же Крашенинников писал: «Во время праздничное жители по гостям ходят и чересчур упиваться любят потому что иные из них одного дня почти весь город обходить не ленятся и Инде чарку вина, и Инде стакан пива урвет, и хотя уже в такое состояние придет, что на ногах ходить не может, однако лишь бы в котором доме шум услышал, понеже из того признавают, что там попойка есть, хотя ползком ползет во двор, чтоб еще напиться». Жители деревень, где не было своих церквей, съезжались в села, где были храмы, останавливаясь у родни и знакомых.

Визиты по гостям в Кяхте

Приехавший в 1885 году в Кяхту ссыльный И.И.Попов, зять А.М.Лушникова, почти сразу окунулся в святочные праздники, которые в Кяхте имели свои особенности: «В первый день рождества и пасхи Кяхта делает визиты в Троицкосавске, а во второй день – троицкосавцы приезжают в Кяхту и кяхтинцы принимают визиты. В первый день в Кяхте ездит только купечество, а на второй день – купцы, офицеры, учителя, чиновники, иещане – одним словом весь Троицкосавск. Второй день в Кяхте более многолюдный и оживленный, чем первый. Гости не выходят из гостиной. Кто-то сел за рояль – вальс, полька, и молодежь уже носится по залу. День проходит весело, оживленно. Визитеры задерживаются до вечера; зажигается елка… Маня или Поля предлагают наряжаться. Костюмы они шили перед рождеством, да костюмы легко и скомбинировать. Маски хранятся с прошлых лет. Запрягаются экипажи. Посылают за Андроновым. Это небольшой оркестр, которым дирижирует Антонов. Сам Андронов не лишен композиторских способностей: у него есть вальсы, польки, мазурка собственного сочинения. Целый поезд – долгуши, пролетки, фаэтоны и пр., туго набитые ряжеными, длинной вереницей выезжают из двора и заезжают к первым – к Осокиным и потом к другим по очереди.

… Рождество – период холодов и сезон строганины. До Кяхты я не ел этого блюда. Сырая, круто замороженная рыба – нельма, стерлядь – строгается на морозе: рыба свертывается тонкими бледнорозовыми, просвечивающими стружками. Огромные блюда, доверху наполненные строганиной, подаются на стол; строганина посыпается перцем, солью; ее обмакивают в китайский уксус и едят в замороженном виде и часто запивают шампанским. Строганина – одно из любимых блюд сибиряков, считающих, что она лучшая закуска к водке».

 Виктор Харитонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Из архива Александра Махачкеева