Блоги 7 ноя 2023 26632

Как русские стали «бурятами», а буряты «русскими»

Секретная история русских из Бурятии или почему они называют себя «бурятами».

© фото: Александр Махачкеев, из архива Александра Махачкеева

На днях купил капусту на засолку. Продавцом оказался Роман Романов из Старого Загана в Мухоршибири. Конечно, он знал своего героя земляка, известного теперь под позывным «Большой» - Ивана Калашникова. Роман сказал: «Он постарше меня ненамного», и добавил: «А у нас есть ещё один великий Калашников - Исай, который про Чингисхана написал!». Покупатели всё подходили, и я не стал мешать Роману, сверкавшему голубыми глазами на фоне зеленых кочанов…

На фото: Роман Романов из Старого Загана

Таинственное «нечто»

Но почему же всё-таки лучший роман в бурятской советской литературе и при этом о самом Сотрясателе Вселенной (тогда персоне нон-грата в официальной историографии) написал семейский Исай Калашников, а теперь уже легендарную фразу «Буряты не бегут» сказали его же земляки? Как отметил президент Путин: «Понимаете, это дорогого стоит. Русский человек, но из Бурятии и говорит такие слова. Есть нечто, что объединяет наш народ в единое целое». В чём же секрет этого таинственного «нечто»?

Из области топонимики

Самое простое объяснение этому — география и топонимика. Боец мог сказать: «Русские не бегут!» по примеру сакраментальных «Русские не сдаются!» или «Русские своих не бросают!». Но все они были из Бурятии и нужно было определить себя по географическому принципу перед президентом большой страны. А сказать по-другому сложно, если невозможно. В такой ситуации одни наши соседи сказали бы: «Иркутяне» или «Забайкальцы», другие (русские по национальности) были бы вынуждены сказать: «Якуты» или «Тувинцы».

В местах заключения о прибытии нового этапа из Бурятии говорят: «Буряты приехали», а любой прибывший с ним (вне зависимости от национальности) может получить погоняло (кличку) – «Бурят». Также и в армии.

Деревня харанутов

И всё же объяснение таинственного «нечто» не только в этом, его секрет кроется гораздо глубже и шире…

Роман Романов знал о своих великих земляках Калашниковых, а вот в знаниях истории села у него были пробелы. В Википедии говорится, что «Заганская деревня основана селенгинскими казаками в 1698 году. В 1767 году за речкой Заганкой к северо-западу от Заганской переселёнными старообрядцами-семейскими было основано селение Новый Заган».

Вместе с тем, в книге Жамбаловой и Игауэ: «Калейдоскоп: этнографические картинки XX - начала XXI в. в устных рассказах народов Бурятии», Улан-Удэ. 2010., говорится, что Старый Заган образован ссыльными, женившимися на бурятках.

«Хохлов Иван Федотович, с 1931 года, родился в Старом Загане, православный, сибиряк): «Семейские нас называли харануты. Целиком все село Старый Заган они так называли. Когда-то давно здесь был пересыльный пункт, села еще не было. Этапы гнали. Те, кто обслуживал пересыльные пункты, бывшие ссыльные, отслужили свой срок и их отпустили на четыре стороны. Они перешли речку и женились на бурятках» (Жамбалова, Игауэ. 2010). «Харануты от слова бурятского «хара» – черный». Еще их называют баргуты. «Никакой разницы между харанутами и баргутами нет. Они одинаковые. Правильное – харануты» (Там же).

На фото: Семья хоринских карымов

Были харануты – стали семейские

Однажды я разговаривал с уроженкой этого села, которая сообщила, что теперь они позиционируют себя семейскими: «Я знаю, что раньше мы были харануты. Бабушка рассказывала. Но теперь стали семейскими». Впрочем, возможно, старозаганцам просто не хочется лишний раз объяснять кто такие «харануты». К слову, несколько сел «харанутов» есть и в Бичуре.

В образование Старого Загана внесли свой вклад и каторжане, отбывшие свой срок на Нерчинской каторге. Однако, варнаки, беглые и ссыльнопоселенцы не упоминаются в официальной истории села. Не все ведь были декабристами, пугачёвцами, политкаторжанами и отставными солдатами!

Забыты и женщины из числа аборигенного населения, хотя их потомки (карымы) живут не только в Старом Загане, но и густо рассыпаны по всей республике (подробно в моей книге «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бурятских метисов», Улан-Удэ. 2018). Между тем, благодаря именно им и бурятам, женившимся на славянках, русские укоренились в Байкальском регионе.

Парень из Селенгинской Думы

Другой Герой Владимир Дарковский является уроженцем села Селендума. На днях там побывал наш корреспондент Баясхалан Дабаин: «Вместе с мамой Героя России Владимира Дарковского - Людмилой Анатольевной и ее супругом Дабой Дашиевым любуемся величественной панорамой: некогда административный центр юга Бурятии и бывшая столица Селенгинского аймака БМАССР как на ладони». По его словам, в воспитании Володи «хорошо помогали» бабушка и дедушка по материнской линии Цыремпиловы - Дулма Найдановна и  Анатолий Данзанович (русский по национальности, он воспитывался в бурятской семье)».

Название Селендума произошло от сокращения - Селенгинская Дума, а в прошлом село называлось Иннокентьевским (по названию местной церкви).

Из истории Селенгинской степной Думы: «Она была основана в 1808 г. по особому распоряжению царя. До этого буряты долины Селенги подчинялись администрации Селенгинской воеводской канцелярии, атаманы и воеводы делали что хотели. Даже игумен Свято-Троицкого Селенгинского монастыря предъявлял свои права на управление бурятами. Монастырь охотился за молодыми парнями и девушками. Захваченную добычу увозили в монастырь, крестили, потом девушек выдавали замуж за беглых, гулящих, охочих людей и садили на пашню. Парней женили на русских бабах и тоже садили на пашню» (Балдаев. 2012.с.611).

На фото: Селендума. Василий Васильевич Чагдуров с женой Капитолиной 

Карымский край

Поэтому в Селендуме жили в основном карымы – принявшие православие буряты. Это такие фамилии как Минеевы, Кругловы, Сенокосовы, Ковригины, Кулаковы, Стрижовы. Один из Минеевых был тайшой селенгинских бурят. Свататься ездили в другие такие же карымские села: Елань в Бичуре, Подлопатки в Мухоршибири, Новопавловка, Усть-Кяхта в Кяхте, Боций, Енхор в Джиде и другие села. Селендумские хорошо говорили по-бурятски и по-монгольски. В армию их не брали как инородцев, а вот из Билютая, который в 4 км. от села, брали, потому, что те считались крестьянами.

Сельчане ходили в деревянную церковь, летом на омбон (на местном наречии) на гору, и буряты, и русские, и молились. Зимой ходили на Сагаалган в соседнюю бурятскую деревню Унэн, которая потом стала колхозом Калинина. За соседним Таширом была семейская деревня Покровка, там, в основном жили Рябовы. Они смешались с бурятами и по-русски говорили с бурятским акцентом. Так же как в Еравне были евреи Гительманы, также говорившие по-русски с бурятским акцентом…

Одна земля, одна кровь

Одна земля, общая история и судьба, крутой замес кровей объединяют народы Бурятии в неразрывное единое целое. По Льву Гумилёву вся история российского государства свидетельствует о положительной комплиментарности русских и этносов Сибири и степи - становом хребте державы, а Россия, «…как общее, собирательное, суперэтническое, если хотите, является матерью и истинным домом населяющих ее народов». Не случайно, любовью всей жизни самого Гумилёва была гражданка Монголии Очирын Ина-Намсрайжав – урождённая Инна Ивановна Оширова, бурятка из Алари (https://burunen.ru/blogs/97373-evraziyskaya-lyubov-roman-v-pismakh-).

Русские создали великую страну не только силой оружия. Достоевский определял силу русского духа как «стремление её в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности». Можно говорить и об имперском сознании русских, в лучшем понимании этого многозначного определения. 

На фото: казаки из Енхора

Екатерина II как божество

Буряты же до сих пор не утратили своё родо-племенное сознание. Впрочем, это нисколько не мешает им беречь воинские традиции бурятского казачества, и верой и правдой служить Российской Федерации. В значительной степени благодаря буддизму, который возвёл российских императоров и президентов в ранг воплощений Богини Белая Тара. Из них особо почитаема императрица Екатерина II, учредившая институт Пандито Хамбо Лам. Её бюст установлен в Аннинском дацане и служит предметом культа.  

Ещё больше скрепили народы республики пережитые вместе катаклизмы ХХ-го века, идеология и практика пролетарского интернационализма в СССР. Всё это вместе взятое и составляет ныне фундамент единства народов Бурятии. В России мы все буряты, а в мире – русские.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев, из архива Александра Махачкеева