Общество 6 июн 2023 1340

Алкогольный контрудар по Западу

О противостоянии с Европой и Америкой сквозь призму нашего светлого алкогольного прошлого, настоящего и будущего

© фото: Из архива Юрия Извекова и Александра Махачкеева

С конца апреля 2023 года французская Pernod Ricard прекратила поставки напитков из своего портфеля брендов в Россию. Это Absolut (водка), Chivas Regal, Royal Salute, The Glenlivet, Jameson, Ballantine's (виски), Ararat, Martell (коньяк), Olmeca (текила), Havana Club (ром), Beefeater (джин), Pernod, Ricard (аперитивы) и др. Из всех этих напитков нам, людям рождённым в СССР, хорошо знакомы лишь армянский «Арарат» и кубинский ром «Havana Club». Коньяк из Закавказья это наше советское прошлое, а ром у нас появился одновременно с революцией на Кубе в 50-х. Вкус других напитков оценили только недавно, но по достоинству.

Любители коктейля

Уход легендарных мировых брендов натолкнул на определенные выводы. За прошедшие полгода  пару раз попадал в компании к коллегам – молодым журналистам, лет эдак 30 – 35.  Отмечали днюхи – дни рождения. Молодёжь тянула коктейли, смешивая виски и джин с колой или тоником.  То есть пили на западный манер, при котором закуска не нужна. А зачем? Если, разбавленный вискарь теряет крепость?  А трагедия в Самаре, где молодые люди отравились слабоалкогольным сидром? То, бишь наша молодёжь теряет наши национальные питейные традиции и вестернизируется даже вот в этой, казалось бы, незыблемой, освященной веками манере русского винопития! Непатриотично как-то это всё…

Улан-Удэ. Около Уды. Где-то в 80-х  

Как пьют русские

В 80-х я ездил в Болгарию, получив путёвку от Заиграевского райкома комсомола. В столице наша группа погуляла по Красной площади, заглянула в пивную, продолжили в поезде Москва – София. Заходят в купе два негра и наш простоватый Андрюха из Бичуры говорит: «Хотите, покажу, как пьют русские?» Наливает в гранёный стакан водки до края, лихо запрокидывает в горло и тут же вырубается! Этот же бесславный трюк Андрюха показал по приезду югославам на Золотых песках. Наливает, выпивает, вырубается! Это была неудачная попытка цитирования крылатой фразы из легендарного фильма «Судьба человека»: «Я после первого стакана не закусываю», где герой выпивает три стакана водки перед расстрелом в немецком концлагере. Но нашему Андрюхе было далеко до него. К тому времени и страна скурвилась, и мы обмельчали, да и никто и не заметил аллюзий с шедевром Сергея Бондарчука. Но, впредь мы запретили Андрюхе эти пошлые фокусы. Чтобы не позорил нас, русских, перед лицом мировой общественности.

А ещё мы заметили, что компании иностранцев сидят за столом без закуски, и  весь вечер тянут из одной бутылки. Для нас это было дико, также как голые немки на пляже. Это было моё первое, личное  знакомство с Европой в сфере культуры винопития. Надо признать, не совсем удачное. Хотя мы ходили в гости к болгарам домой и пили у них великолепное домашнее вино. А с собой я привёз литр 90-градусной чачи и распил её с одноклассником Колей Смирновым.

Коварный немецкий шнапс

Во-второй раз, моё столкновение с Западом на алкогольной почве получилось гораздо жёстче. Шёл 1990-й год. Держава трещала по швам и катилась к разрухе и хаосу. К нам приехали немцы из ФРГ посмотреть национальные музыкальные инструменты. Я водил их в Иволгинский дацан, а вечером в номере гостиницы «Байкал» мы пили шнапс. Гости цедили его понемножку, дабы «прочувствовать» все его оттенки.

Ну, а я, иначе и не умея, выпил по нашему – залпом и зашелся в приступе кашля. И немудрено, шнапс оказался очень крепкий, обычно его подают в небольших коньячных рюмках объемом 20-30 мл. и его не пьют залпом. Немцы заулыбались, а сидевший рядом импозантный профессор музыки постучал меня ладонью по спине. Я, конечно, поблагодарил его: «Данке шон! Данке шон!» - «Спасибо! Спасибо!» (этим, да и ещё «Хенде хох!» и «Гитлер капут!» мой словарный запас по-немецки и ограничивался), а про себя подумал: «Вот гады! И тут нас Запад подставил!»

Улан-Удэнская богема

Как пьют ковбои?

Хотя в недалёком прошлом – они (Европа и Америка) пили по нашему. Пересмотрев массу старых вестернов с Джоном Уэйном, Гэри Купером, другими эталонными ковбоями Голливуда,  я убедился, что они никогда не тянули виски, а ловко опрокидывали рюмки с ним, также как метко стреляли из револьверов. На самом деле, ковбои это простые пастухи и с чего бы им цедить виски? А вот тянуть коктейли это уже рафинированная городская культура для снобов, «белых воротничков» и офисного планктона.

Но судя по предпочтениям молодёжи наше алкогольное будущее за такой манерой пития – бытия. Ведь труд за компом, это не скачки в прериях, после него достаточно небольшого и контролируемого релакса, а не бурного и необузданного веселья с эпичной дракой в салуне!  

Образ жизни меняется, и он требует постепенного перехода от крепких напитков, к слабым. А затем, в идеале и к здоровому образу жизни и это вполне реалистичный сценарий, который подтверждается самой жизнью. Сегодня на свадьбах и юбилеях не увидишь напившихся гостей.

Водка, колбаса да селёдка

Впрочем, сторонники большого русского стиля так просто не сдадутся. На их стороне суровый сибирский климат и конечно, традиции.  В 80-х старшие товарищи из «Правды Бурятии» утверждали, что под водку, колбасу и селёдку легче и лучше пишется. Дела тогда шли хорошо, но привели известно куда. В 90-е мы ещё жили по их заветам, но затем, под натиском рынка, эти традиции стали понемногу забываться, хотя и сегодня есть последние могикане.

Но как они выжили? Секрет в том, чтобы знать время и место пития, а главное, с кем выпить. Как у Хэмингуэя: «В своей жизни я напивался тысячу пятьсот сорок семь раз, но никогда — утром». Поэтому и у нас были и есть доморощенные прообразы Чарльза Буковски, автора колонки «Записки грязного старикашки» в конце 1960-х в лос-анджелесской газете «Open City». Он был отъявленным скандалистом, бабником и пьяницей, по его автобиографическому сценарию вышла картина «Пьянь», а его проза и поэзия принадлежат лучшим образцам «грязного реализма». Как сказал Буковски:  «Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло».

В юрте в Кутулике. Аларский район Иркутская область

Тарасун против «Ройяля»

А уход лучших западных брендов для абсолютного большинства наших потребителей ничего не значит. Многие их и не распробовали из-за дороговизны, а во-вторых,  весь этот алкоголь, частично будет замещаться российской продукцией и  системой duty free.  Да и в конце концов, у нас есть тарбагатайский самогон и бурятский тарасун! Надо популяризировать национальные бренды! Помню в начале 90-х к нам стали завозить голландский спирт «Ройял». Из-за рухнувшей экономики наступил тотальный дефицит, в том числе и спиртного. Дешёвый импортный «Ройял» уходил нарасхват. Народ говорил перед тем, как выпить: «Ударим по клавишам!».

Тогда Нидерланды поставляли действительно качественный напиток, но всё испортила польская и наша доморощенная «палёнка» и «Ройял» стал опасен. Дело было в Баргузине - в Улюне. Мы сидели с братом как партизаны в  хотоне – стайке, и гнали тарасун - тогонэй арси. Все вокруг пили «Ройял», а мы с ним арзу - тогонэй двойной перегонки. Это было нечто! Вот так, в очередной раз мне  удалось отбиться от очередной попытки Запада навязать свой паршивый алкоголь.

После бани на ПВЗ 

Спасительный самогон

И сегодня, мировой империализм в бессильной злобе наблюдает за нашими успехами в самогоноварении. Сегодня даже самых больших гостей в крупных государственных и бизнес структурах угощают самогоном, истинно русским напитком. Закупают его у особо доверенных самогонщиков. Знатоки утверждают, что на смену крафтовому пиву пришли авторские дистилляты, а кое-кто из улан-удэнских бизнесменов обзавёлся мини-заводиками.  

Я тоже склоняюсь к этой мысли, когда дегустирую продукцию своих почтенного возраста друзей по бане. Они гонят напиток даже из соснового мёда, варенья, сваренного из побегов и молодых шишек сосны. Вкус необычайный! А самогон из березового сока?

Кроме расцвета самогоноварения другой факт насыщенности алкогольного рынка, это появление в Улан-Удэ известных сетевых «магазинов у дома» с алкогольной продукцией. Поэтому, не стоит отчаиваться - никто трезвым не останется, если хочет, конечно…

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Юрия Извекова и Александра Махачкеева