Общество 17 июл 2023 1930

Мигранты в Бурятии: преступники или предприниматели и работяги?

В Госдуме задумались об обуздании этнической преступности в России

© фото: Из архива Александра Махачкеева

Депутаты в очередной раз озаботились проблемой трудовых мигрантов. По официальным данным их в стране 6,6 миллиона человек и их количество постоянно растёт. Депутат ГД Удальцова считает, что неконтролируемая миграция способствует преступности, экстремизму и терроризму, нарушению общественного порядка, конфликтам на религиозной почве, возникновению этнических анклавов.

А на брифинге перед пленарным заседанием нижней палаты парламента депутат Андрей Кузнецов заявил, что миграционные проблемы в России приобретают катастрофический характер, обратив внимание на рост преступлений, которые совершают иностранцы и новые российские граждане.

Между тем, проблема преступности среди приезжих в Сибири не нова. Еще в конце XIX-го и начале XX веков особенности этнической преступности в регионе отметили начальник Читинского сыскного отделения В. А. Свитнев и его иркутский коллега Н. А. Романов. Так, «…к категории разбойников, бандитов и грабителей главным образом принадлежат грузины; к этой же категории и к категории убийц с целью грабежа, воров-громил, воров-взломщиков принадлежат русские и поляки из числа каторжан; к категории воров-взломщиков, отмытчиков, карманщиков принадлежит исключительно бедное население города в возрасте от 15 до 20 лет; к категории воров-рецидивистов, взломщиков потолков и полов, резчиков железных касс принадлежат главным образом поляки из каторжан; к категориям приемщиков и сбытчиков краденого принадлежат мелкие торговцы и главным образом евреи» (Калашникова, 2005). Проявили себя в Забайкалье и ссыльные черкесы, почти до конца XIX века сопротивлявшиеся царской России в затяжной Кавказской войне.

Новый всплеск этнической преступности произошёл в связи с развалом СССР. В начале 90-х  самой громкой историей в Улан-Удэ стала массовая казнь членов группировки азербайджанца Сабира. Им отомстили их же земляки «цветочники» с Центрального рынка и водочники, тогда самого доходного вида нелегальной торговли. Они вывезли рэкетиров на перевал «Тёщин язык» и поубивали топором. Трупы складывали в машину, а затем ее подожгли и столкнули в ущелье.  Каким-то чудом выжил только один. В   одних носках он добрался до Стрелки и здесь его обмороженного доставили в больницу.  Убийцы разбежались и «догоняли» их по всему бывшему СССР.

В те годы на криминальной сцене республики появились новые игроки – ​ однородные по своему составу этнические группировки. Первой стала залетная группировка армян, появившаяся в середине 90-х. Позднее в республике было зафиксировано пять этнических преступных групп: чеченская, азербайджанская, грузинская, таджикская и китайская. В 2000 году на представителей этнических группировок завели пять уголовных дел. Таджикская группировка специализировалась исключительно на поставках наркотиков опийного ряда – ​сначала ханки, а с середины 1998 года и героина.

Однако, наибольший ущерб мигранты наносили незаконной деятельностью в сфере торговли. В 2003 году резко обострилась обстановка на крупных вещевых рынках Улан-Удэ, особенно на рынке «Саган-Морин» на Элеваторе. Тогда выходцы из Киргизии и Узбекистана с помощью ценовой войны стали вытеснять аборигенов с крупных  рынков. Они не платили страховые взносы и налоги, были ограниченны в сроках пребывания и поэтому были заинтересованы в быстром товарообороте. К тому же киргизы и узбеки были лучше организованны, а низкий курс их национальных валют по  отношению к рублю давал им дополнительную фору. В итоге они роняли цены до «минимума» и вывозили на родину огромные суммы денег. На сегодня уроженцы Средней Азии заняли прочные позиции на крупных вещевых рынках Улан-Удэ. Хотя, у них и нет своих ОПГ (организованных преступных группировок). По всей вероятности, их «крышует» местный криминалитет.  

Кроме торговли «шмотками» мигранты из стран СНГ традиционно заняты  в сфере строительства и общепита. Освоили они и другие прибыльные ниши: азербайджанцы и таджики  торговлю фруктами и овощами. Таджики скупают и перерабатывают кедровые орехи, узбеки и корейцы выращивают овощи, азербайджанцы занимаются кузовными работами, а армяне монополизировали городское дорожное строительство и благоустройство.

И это только видимая часть айсберга. Сегодня без мигрантов, их труда и предпринимательской инициативы невозможно представить современную Россию.  В условиях  рыночной экономики - трудовые мигранты позволяют собственникам предприятий снизить издержки и увеличить собственную прибыль. А в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, Курской, Тюменской, Курганской, Самарской, Тамбовской и Челябинской областей в Бурятии не наблюдается высокой криминальной активности среди приезжих. И всё же,  депутаты Госдумы считают, что нужно «привести нашу миграционную политику в актуальное состояние», а  иначе разрастание «этнических анклавов» неизбежно приведёт к конфликтам и росту преступности в стране.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Александра Махачкеева