Ниигэм 21 apr 2021 5235

Баловень судьбы

Зандан Ханхасаев - это яркий и неординарный человек, оставивший значительный след в истории всего бурятского народа

Зандан Ханхасаев в роскошной собольей шубе и шапке предстаёт символом купеческого шика. Дополнительный штрих образу придаёт и почти опереточная история его внезапного обогащения. Но, на самом деле, масштаб личности Зандана Ханхасаева, его деятельности и свершений далеко превосходят стереотип экстравагантного бурятского купца, любимца женщин…

Золото Мальвины

Золотопромышленники с северных приисков потеряли мешочек с самородками на берегу озера. Местная русская девушка с необычным именем Мальвина нашла этот свёрток. Весть о находке разнеслась по округе. А в это время в улусе Шохтой под Усть-Ордой жил Зандан Ханхасаев, с братом 3абаади он вёл своё не маленькое крестьянское хозяйство.

Услышав о находке Мальвины, Зандан, крепкий и красивый парень, поехал свататься к ней. Увидев его, «Мальвина не устояла и согласилась выйти замуж (старики по Муринской долине до сих пор поют песни о сватовстве Зандана)» (Чимитдоржиев, Михайлов. т.2. с.269). Ради неё Зандан принял крещение, поскольку в Российской империи признавались только религиозные формы брака. А выход из православия («совращение») карался каторгой до 10 лет. «Париж стоит мессы» и после крещения Ханхасаев стал Николаем Алексеевичем.

Позднее, учёный Цыбен Жамцарано, которого Зандан поддерживал в его научных изысканиях и общественно-политической деятельности, писал: «Нас очень радушно принял Ханхасаев, человек состоятельный, молодой, энергичный (женат на русской, принял православие из-за женитьбы по любви)» (Жамцарано. с.34).

Удачливый бизнесмен

На золото Мальвины Зандан ещё больше увеличил своё хозяйство. Когда первые коровы доходили до водопоя в трёх верстах, последние только выходили из загона. В Иркутске рос спрос на молочную продукцию, и он завёз породистых коров из Бельгии. Завёл и крупную торговлю сельскохозяйственной техникой: «…бурят Курумчинского ведомства Ханхасаев был представителем фирмы «Мак-Кормик», бурят Александров Хоготовского ведомства – представителем фирмы «Осборн» (Асалханов. с.29). Веялки, сеялки, молотилки, сепараторы, жатки, бельгийские ружья - это было всё его.

Зандан быстро стал оборотистым купцом. Он умел делиться, на свои средства построил в Шохтое 4-х классную приходскую инородческую школу и больницу. В своём улусе братья Ханхасаевы оказывали всемерную помощь родственникам и односельчанам. Однако, в какой-то момент его пути с Мальвиной разойдутся. Повторно он снова женится на русской, образованной женщине из семьи Монастырёвых.

В гуще событий

Богатство и активная политическая деятельность позволили Зандану избраться главой Ордынской Степной думы, а затем и депутатом Российской Государственной Думы II созыва. Он дружил с Хамбо ламой Итигэловым и помогал ему в организации первого всебурятского съезда. Агвану Доржиеву помогал строить дацан в столице империи.

Большую роль он сыграл в борьбе против земельной реформы, ущемлявшей интересы бурят: «…в Курумчинском ведомстве агитировал бурят против землеустройства крупный кулак и предприниматель Н.Ханхасаев...» (Н.Р.Мангутов Из истории народов Бурятии. У-У. 1962, с.61). В 1914 г. Зандан вместе с рядом других богатых бурят инициировал съезд с целью увеличения земельных наделов для «инородческого населения».

Приближённый Его Величества

В годы Первой мировой войны он собрал большие пожертвования среди бурятских богачей в пользу фронта, а это позволило ему решать общенациональные вопросы при царском дворе. «Весомую лепту в судьбу реквизированных бурят внёс также Николай Ханхасаев» (Батоев. Батоев. с.172). Он был принят императором Николаем II, и ходатайствовал о призыве бурят на фронт, а не на тыловые работы. Семьям погибших солдат выдавалась десятина земли, лошадь и пять рублей золотом. Царь отказал в просьбе, но дал указание генеральному штабу перевести бурят на тыловые работы первого эшелона, а кроме того, выделил вагон для инспекции по действующим частям, где служили буряты. Сохранились свидетельства бурят о его приезде с царскими генералами: «… к нему подошёл азиат в соболиной шубе и представился Ханхасаевым Занданом» (Чимитдоржиев, Михайлов. т.2. с.270).

Попечитель земляков

Ханхасаев заведовал лазаретом в Петрограде, являлся его директором и о котором пишет в 1917 году: «Заняв должность заведующего Петроградским лазаретом, я добился, несмотря на противодействие некоторых весьма влиятельных при старом режиме лиц, того, что наш лазарет стал обслуживать не воинских чинов, как это было до меня, а исключительно больных, реквизированных бурят» (Батоев. с.172). Вместе с рядом бурятских общественных и религиозных деятелей Ханхасаев добивается возвращения бурят домой: «10 мая 1917 г. уполномоченный Н.Ханхасаев отправил телеграмму из Петрограда в г.Читу на имя Национального комитета о том, что Главнокомандующий армией увольняет инородцев с фронта и разрабатывается план отправки на родину. Так стали с трудом возвращаться буряты в родные места» (Батоев, Батоев. с.174).

Активную политическую деятельность он вёл в период февральской революции: «В это время в Петрограде 9 марта 1917 г., т.е. почти одновременно, был организован Бурятско-Калмыцкий комитет, председателем которого избран бурят Н.А.Ханхасаев – уполномоченный бурятского общества по сбору пожертвований на нужды войны и заведующий бурятским лазаретом в Петрограде» (Базаров, Жабаева. с.77). В состав комитета входили Агван Доржиев, Базар Барадин и ряд других известных бурятских и калмыцких деятелей.

За Степные Думы

Ханхасаев и его соратники боролись за возврат к национальному управлению инородцев и восстановление Степных Дум.

Председатель Хоринского комитета безопасности 1917-1919 гг., экс-тайша Хоринской Степной Думы (1898-1902 гг.) Ирдыни Вамбоцыренов в срочной телеграмме Ханхасаеву по адресу: Петроград, Буддийский храм телеграфирует: «Хоринский бурятский аймачный комитет от имени всех хоринских бурят приносит Вам благодарность за выступления в защиту национальных интересов Ваших сородичей-бурят. Просим неослабно защищать везде и всюду интересы ваших сородичей в духе достижения политического самостоятельного национального самоопределения. Просим принять в члены бурятско-калмыцкого комитета молодых Бадмаевых Николая, Георгия, Владимира Николаевичей. Тайша аймачного комитета Вамбоцыренов». (НАРБ. Ф. 905, оп.1, д. 1, л.).

Финал

Вернувшись домой, он участвовал в Гражданской войне на стороне белых: «Главарь антиаймачников в Эхирит-Булагатском районе Николай Ханхасаев путём доноса колчаковским чиновникам добился ареста нескольких членов аймачного комитета» (Хаптаев. с.63). Одновременно сторонники Ханхасаева из числа жителей Курумчинского и Ординского хошунов выступили за создание отдельной Муринской волости. Но в итоге потерпев личное поражение в этой войне, Ханхасаев распродал своё имущество и скрылся на севере. Его супруга бежала во Владивосток и эмигрировала в США. А племянница Татьяна Ханхасаева долго вела партизанскую войну против «красных», но это отдельная история…

А Зандана достанут «длинные руки» ЧК. Последуют арест, тюрьма, допросы, ссылки и лагеря. Хотя, говорят, земляки видели его живым перед войной. Где и как завершилась жизнь бурятского купца, полная триумфов, приключений и драм? Ясно одно, Зандан Ханхасаев - это яркий и неординарный человек, оставивший значительный след в истории всего бурятского народа.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ​

Фото: Фото из архива ИД “Буряад үнэн”