Ниигэм 9 sep 2021 4234

Бесстрашный лама

Как Балдан лама бился ночью с демонами на кладбище в горах

Это старинное кладбище находится на склоне горы близ Хурамши в Иволгинском районе. С неё открывается прекрасный вид на Оронгойскую долину и на Янгажинский дацан. Оно и является местом упокоения лам этого дацана. В густой пожелтевшей траве тут и там виднеются вертикальные надгробия, со старомонгольской и тибетской вязью. На одном даже есть портрет ламы.

Здесь их погребали в начале прошлого века и во времена СССР. Здесь же 75 лет провёл Хамбо лама Этигэлов, уйдя в посмертную медитацию. После того как его Нетленное тело увезли в Иволгинский дацан, на месте его временного пребывания (написать – могилы, рука не поднимается) воздвигли субурган. У его подножия и поставил свою палатку Балдан лама.

Ненормальный лама

Балдан лама является ближайшим сподвижником Хамбо ламы Аюшеева ещё со времен учебы в Буддийском университете в Улан-Баторе. Как говорит иерарх: «С тех пор у меня есть два друга. Один из них, покойный Бабу лама, говорил при случае: «Так должно быть!» И Балдан лама, который говорит: «Что будет, то и будет!» Мы же все ненормальные, кто кроме нас пошёл бы в ламы в 1983 году?»

В экстренных случаях Хамбо лама бросает его на амбразуру. Так, Балдан лама прославился своими радикальными высказываниями по поводу родного языка. Но не только, он был уже известным человеком (не только в родной Тунке) ещё до своего нашумевшего велопробега - паломничества по буддийским святыням Бурятии и Забайкалья. А теперь про него и вовсе говорят: «Это тот самый знаменитый лама, который едет на велике?»

Первоначально Балдан лама готовился три дня сидеть на кладбище на одной воде. Но Хамбо лама показал ему кулак: «Ещё умрёшь, кто будет виноват? Это твой год, тебе стукнуло 60 лет, нужно беречься! На кладбище, да ещё на воде?! Извини, дорогой, я тебе не позволю!»

Территория Эрлик Хана

Это особое место, где соединяются мир живых и мир мёртвых. Почти в любой культуре места вечного упокоения являются средоточием смерти и тёмных сил, связанных с ней. В массовой культуре это - черти, зомби, вампиры и прочая нечисть. У бурят кладбище - это территория Эрлик Хана - Хозяина смерти. Поэтому женщинам - рождающим жизнь, запрещено бывать на них. Похоронами занимаются мужчины. Буряты верили, что чем быстрее бугорок на могиле сравняется с землей, тем лучше. А в старину труп и вовсе просто теряли в степи – «гээгдээ».

В преданиях о жизни Этигэлова говорится, что в детстве он пас овец на кладбище, где изучал надгробия и ритуальные предметы: «В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».

Ночные гости

На кладбище Балдан ламу попытались взять на испуг. Первая половина первой ночи прошла спокойно, и он крепко уснул. Во сне к нему явилась некая сущность – без головы, только плечи и без рук (голодный дух, пожирающий плоть?). Лама принял его приветливо, угостил и напоил чем придётся. Насытившись, сущность удалилась. За ним явилась группа из 5-6 голодных женщин (ведьмы?) и с ними девочка с культей вместо рук. Балдан лама и их пожалел, накормил досыта и спровадил восвояси. Затем, уже в другом сне, ему явился здоровенный мужчина, обратившийся вдруг в какое-то сверхъестественное существо. Ничего не говоря, оно напоило ламу питьём из ложки. После этого Балдан лама взлетел и долго летал во сне. Такой насыщенной и беспокойной выдалась его первая ночь.

Вторая ночь прошла тихо и мирно. Очевидно, там поняли, что Балдан ламу так просто на испуг не возьмёшь. И наступила третья, его последняя ночь на кладбище!

Я спал мертвым сном у себя дома, когда меня пронзила тревожная мысль: «Как там Балдан лама? Спит как убитый? Спит сном праведника? Медитирует? Бьётся аки лев с демонами?» Я чертыхнулся: «Вот же Балдан лама! Нет, чтобы как все нормальные люди спать под боком у жены! Понесла его нелёгкая на погост!» Вздохнул с облегчением только ранним утром, когда увидел пост Хамбо ламы с его фотографией - живым и невредимым! Потом Балдан лама признался: «Спал как дома. Обжился. Здесь меня приняли за своего!»

Возможно, отчаянного тункинца защитили йогины, приходящие на помощь именно в таких случаях. Почему? Как-то двое лам медитировали, и их сознания ушли в другие миры. Спустившись с небес, они увидели, что за это время их тела съели дикие звери. Тогда йогины поклялись оберегать своих коллег в этом опасном деле и с тех пор никогда не оставляют их, оказывая им всевозможное покровительство.

Под крышей Этигэлова

Другое объяснение дал сам Хамбо лама Этигэлов. Мы знаем, что через своего хранителя Бимба ламу он ежедневно шлёт лаконичные послания. Вот его учение от 31 августа в 24-й лунный день: «На фоне проявления в сознании человек говорит: «Как спокойно на месте Буддства».

В своем комментарии к посланию действующий Хамбо лама Аюшеев написал, что: «Хамба лама Этигэлов указал: «В этом месте нет ни малейшего самовластного тела». Там, где находились Хамба ламы Заяев и Этигэлов, эти места стали для нас святыми, и там нет ничего самовластного и наглого. Потому Балдан лама должен чувствовать себя спокойно и хорошо, там, где Хамба лама Этигэлов находился в течение 75 лет».

Бесстрашный лама

Сам Балдан лама рассказал, что для него это практика преодоления страха и, в первую очередь, преодоления основополагающего страха – страха Смерти: «Мы всегда должны быть готовы к смерти, она не должна застать нас врасплох. Даже смерть самых близких нам людей не должна нас сломить, поскольку всё в мире не постоянно.

Техника медитирования на некрополе, на визуализацию трупов, как раз и нацелена на устранение страха смерти через устранение привязанности к своему телу. Таким образом, ты защищаешься от всех негативных эмоций, связанных с уходом из этой жизни. Тогда ум становится стабильным, и ты обретаешь подлинное Бесстрашие».

Эти слова он говорил, перебирая чётки, и сидя на основании субургана Этигэлова. Был последний день уходящего лета. Дул лёгкий ветерок. Ярко светило солнце. Далеко внизу желтела крыша храма Янгажинского дацана, такого же символа непостоянства и мимолетности бытия, как и всё вокруг. В 30-х годах атеисты разгромили его до основания, и по всей степи ветер играл обрывками страниц из ламских книг. Их разметало словно никому ненужные опавшие листья! А сегодня дацан вновь украшает и одухотворяет Оронгойскую долину, возродившись одновременно с явлением миру Нетленного тела своего настоятеля - Хамбо ламы Этигэлова…

Так, где и когда, как не в этом месте, Балдан лама мог попытаться глубоко осознать непостоянство своего бренного тела и, в целом, непредсказуемость самой жизни?

Свободный как ветер

К 17 часам третьего дня (02.09.2021) прошло 75 часов (75 лет медитации Этигэлова здесь) со времени прибытия сюда ламы из Кырена. В этот же вечер он отправился в Удунгу, в Селенгинский район. Его эпическое паломничество завершается 10 сентября, в Иволгинском дацане в День поклонения XII Пандито Хамбо ламе Даши-Доржи Этигэлову.

- Балдан лама никому не даёт покоя своей непосредственностью, - сказал о своём друге Хамбо лама Аюшеев. - Куда хочет, туда и едет на своём велосипеде, а мы должны его прикрывать…

P.S. Кроме практики медитаций на кладбищах, существуют практики медитаций на развилках дорог (снимает запреты, открывает пути-дороги), у истока реки (заряд энергии воды, обретение гармонии и пр.) и т.д. Что ещё придумает в следующий раз этот неуёмный Балдан лама?

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев