Ниигэм 10 nov 2021 3415

Счастливый курятник

Самое сильное впечатление, которое я вынес с сентябрьского фестиваля «Своё» на площади Советов была семья Людвиг. Настоящий немец из Германии! Женился на нашей семейской и переехал в Бичуру выращивать кур!

На фестивале

Еще не было 12 часов дня, а они уже продали часа за два весь свой товар. Экологически чистые куриные яйца ушли влёт. 100 % качественный, натуральный продукт и который уже полюбился жителям г. УланУдэ. А вот беседа с ним не заладилась: «Шпрехен зи дойч?» - «О, найн!», «Ду ю спик инглиш?» - «Ноу!», «А вы по-русски говорите?» - «О, найн!» Пришлось разговаривать через Татьяну, супругу Бодо. Но им ехать до Бичуры, а мне делать репортаж, и мы решили встретиться у них на ферме.

Бичура

И вот мы с группой чиновников Минсельхоза и районной администрации на самой длинной деревенской улице в мире – Коммунистической. Она уходила куда-то и где-то там терялась в бесконечной дали. Но дома самые обыкновенные и мы вошли во двор одного из них. Хозяйка ждала нас одна. Муж, оказывается, вылетел в Германию. Двор был тоже обыкновенный, ничего особенного. Единственно, из-под навеса выглядывал джип БМВ, а рядом с ним стояла рабочая «японка». Да, ещё мангал из бочки с коваными ножками - не самый привычный атрибут для деревни.

Птичий рай

Но чуть поодаль начиналась собственно куриная ферма – длинные открытые вольеры – выгулы и курятники – высокие сараи. Они сообщались между собой через открытые лазы – небольшие окошка для птиц. Вольеры и курятники были заполнены несушками.

Это был птичий рай! Настолько счастливыми и беззаботными они выглядели! Чтобы там буддисты не твердили о «драгоценном человеческом рождении», наверняка ни одна из этих счастливиц, несмотря на свои куриные мозги, не согласилась бы променять свою жизнь на человеческую! Да, ни за какие коврижки! Вернее, корма. Тем более, по словам Татьяны: «Мы же заботимся об их здоровье и регулярно проводим ветеринарный контроль».

Мелодия кудахтания

О полноценном курином счастье говорила царившая в курятнике гармония звуков. Несушки удовлетворённо квохтали и кудахтали. А вот весёлого ку-ка-ре-ку, как и яростных петушиных боёв не удалось наблюдать, красавцев, горлопанов и забияк уже забили. От роду шестимесячные молодухи щеголяли хомутками на ногах, двухгодичные несушки гуляли без них.

Породистые европейки рылись на выгуле на пожелтевшей, местами подмороженной зеленой травке. Другие важно восседали на высоких насестах, закатывая глазки, пили воду из поилки. Четвёртые откладывали яйца в открытых, но всё же укромных, на их птичий взгляд, гнездах.

- А как они находят гнёзда? – полюбопытствовали мы.

- Они инстинктивно ищут потайные места, чтобы отложить яйца, - рассказала об их повадках фермер. – Порода ломан браун. Обладают очень высокой яйценоскостью. До 300 яиц в год!

- Каждый день по яйцу! А два месяца что делают?

- А два месяца, получается, отдыхают. Одни из самых продуктивных и нетребовательных к условиям содержания.

- Ты смотри! Все как у людей. Отпуск имеют! Да у них отличные условия. А кто это всё сделал?

- Это Бодо всё сам сконструировал и сделал кормушки, поилки, гнёзда, - просто сказала Татьяна.

Технологичный курятник

Все было сделано аккуратно, качественно и продуманно до мельчайших деталей. Кормушки полны корма, а по мере убывания вновь наполнялись из верхнего резервуара. Аналогично поилки сами собой наполнялись из бака с насосом. Вмешательство человека сведено к минимуму. Остаётся только собрать и расфасовать яйца. На вид они обыкновенные, но по весу ощутимо тяжелее, чем фабричные! Понятно почему: сбалансированные корма, мел кормовой, ракушки, овощи и разная травка. Потому отменный деревенский вкус и качество продукции фермы Людвиг оценили в Улан-Удэ. Её реализуют в более чем в десятке продовольственных магазинов. В основном, фермерских с натуральными продуктами.

Дегустация яичного ликёра

После экскурсии по ферме гостеприимная хозяйка пригласила нас на обед. Белая скатерть на столе из полубревен, на нём пирожки, квас, морс, соленья, легкие салаты, фрукты, а из собственной продукции фермы суп куриный с лапшой, крутые яйца с красной икрой и маслинами, яичный ликер двух видов – шоколадный и сливочный. Ах, да! Ещё мясной паштет по-немецки, Бодо делает его сам по дедовскому рецепту. И домашний ржаной хлеб на закваске с тыквенными семечками. А ещё Татьяна стряпает его с семенами чиа, подсолнечника, тмином, кедровыми орешками и т.д.: «Каждый раз новый вкус, а местный магазинский хлеб Бодо не ест».

Хозяйка постаралась, и всё было замечательно вкусно! Конечно, больше всего похвал досталось ликёру. Пьётся мягко. Консистенция густая. Градус явственно ощутим! Но продукт домашний, не массового производства. Только для своих. Избранных.

О любви

После третьей рюмки мы спросили: «А как всё начиналось?»

И так, Татьяна жила и училась в Москве. Любимая родина – Бичура, осталась в прошлом. С ней она никак не связывала своё будущее. Но вот друзья предложили позаниматься русским языком с немцем. Его звали Бодо Людвиг. Два месяца занимались по скайпу, а потом он пригласил её в Германию…

Любовь была с первого взгляда! «Он привлёк меня своим нестандартным мышлением, видением мира и жизненными принципами, - рассказала Татьяна. - Без него я никогда не вернулась бы в Бурятию!»

Союз профи

Думаю, этого более чем достаточно. Хотя читатель жаждет продолжения романтической «лав стори». Типа: он – потомок древнего княжеского рода, она – из сибирской глухомани. И вот они встретились… Конечно, читателю неинтересна яйценоскость «ломан браун», но это рубрика «Галерея фермеров», а не «Караван историй»!

К тому же супруги Людвиг имеют непосредственное отношение к сельскому хозяйству. Бодо – зоотехник, который получил образование в лучшем и единственном в мире зоотехническом университете в Веттине (Германия). Татьяна – экономист в области сельского хозяйства, защитила кандидатскую диссертацию в Российском аграрном университете имени К.А. Тимирязева (Москва).

Во глубине сибирских руд

В 2019 году Бодо и Татьяна поженились, расписались уже здесь. Для родных их переезд в Бичуру стал громом среди ясного неба. «У меня трое детей, - поведала мама Галина Михайловна. – Один сын в Улан-Удэ, второй - в Иркутске. Оба крепко стоят на ногах. Татьяна у нас старшенькая. Мы, конечно, никак не ожидали, что они приедут сюда жить!».

У Бодо частенько спрашивают: «Что ты забыл в Сибири?» Избранник Татьяны отвечает: «Бурятия один из немногих регионов, где можно производить экологически чистые продукты питания. За этим будущее. У республики есть огромный потенциал».

Миссия и мечта

Сначала в 2019 г. они хотели разводить коз, делать сыры и сухое молоко. Однако с ними не получилось вследствие земельного вопроса. Всё что у них пока есть - это бабушкин дом и участок. На нём и поставили птичник. Было очень трудно. Куры сначала были дурными. Над цыплятами Татьяна сама тряслась как наседка. Но дело пошло…

Они планируют и дальше развивать его, оптимизировать процесс разведения кур и эту модель предприятия перенести в другие регионы, чтобы больше людей могли получать экологически чистые яйца. А про коз они не забыли. Фермеры ищут единомышленников и инвесторов для реализации этого дела. «Наша профессиональная мечта, - говорит Татьяна. - Чтобы все больше людей задумывалось о здоровом питании и становилось все больше фермеров, которые производят экологически чистые продукты».

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев