Блогууд 4 sep 2020 143

Сохранять и оберегать свои земли

Вчера расправилась с делами, которые накопились во время отъезда в Питер. И вот пару часиков листала соцсети. Тут мне попался пост Алексея Гыргенова. С Алешей мы знакомы больше 14-15 лет. Благодаря общественной работе в Ассоциации молодежных объединений. Или как мы ее называем АМО. Я всегда с большим уважением отношусь к его инициативам.

Вот, что он пишет у себя на странице в фейсбуке:

«Хочу поблагодарить от себя лично Буддийскую традиционную Сангху России за возведение Субургана на Шумаке. Манай нютагай хүбүүд Сультим Нелтанов ба Баир Сушкеев энэ ехэ ажал бүтээбэ. Олон зониие бодхоожо Субарга бариба».

Мысли и желания всегда материализуются. Около 5 лет назад мы заходили к Хамбо ламе Дамбе Аюшееву с Гомбо Зурбаковым. Тогда мы рассказали о Шумаке, проблемах, которые там есть. Беседа была интересной и очень содержательной. Мы спросили у Хамбо: «Тэндэ Шумакта хоёр эзэд бии - хоёр эхэнэрнүүд. Тэдэнээр яагаад зугаалжа, Субарга табижа болохоб, хүндэтэ Хамба». (Там две сестры - Хозяйки. Как можно с ними договориться и поставить Субурган?). Тогда он ответил нам в шуточной форме: «У нас есть свой Буддийский спецназ. Мы его и отправим туда!»

И вот спустя несколько лет ламы Тункинского района и БТСР реализовали этот проект и отправили свой спецназ)).

Огромное спасибо Дымбрыл багше, Жамсо Аранжапову и другим за то, что преодолели такой путь.

Так получилось, что мы с Дымбрыл багшой бок о бок расчищали русло Шумака. Это очень умный и просвещенный человек. Не зря он является Ректором Буддийского университета Даши Чойнхорлин. Мне как обычному мирянину, было интересно, что будет дальше?! Можем ли мы так вот просто двигать камни, менять движение воды. Не разгневаем ли местных духов? На многие вопросы я нашел ответы в общении.

Манай ламанар бэрхэнүүд. Зондоо туhалсаха гэжэ оролдоно».

И вот я связалась с Алексеем. Уточнила вопросы, которые у меня возникли.

- Как пришла идея о строительстве субургана?

- Баир лама и Сультим лама - тункинские ламы, это их идея. Они позвали всех земляков. Этой идее уже возникла давно.

Я рад, что спустя несколько лет наши Сультим лама - ширетуй Хойморского дацана и Баир лама – наш, тункинский, работает на Верхней Березовке, довели его до практического воплощения.

- Расскажи подробнее, пожалуйста, о легенде про двух сестер?

- Сойоты, хонгодоры в Саянских горах, восточных почитают этих двух сестер. Эти сестры когда-то жили, ушли из этого мира и остались следить за местностью. За перевалом.

- На фотографии у тебя много ребят помогают расчищать русло реки Шумак. Откуда они?

- В основном, это местные ребята, отдыхающие туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, которые отдыхали на Шумакских источниках.

- А как ты узнал о строительстве субургана?

- Я случайно узнал в вайбере, что построили субурган. И через некоторое время мне позвонил Баир лама и сказал «поедем, 22 июля будет арамнай». Я даже не придал этому значения, а потом посидел, подумал, ничего себе, 22 июля у Таси, моей младшей дочери день рождения. Жене говорю, поеду, видишь какие знаки, даже по цифрам совпадает. Она ответила, поезжай, поблагодари.

Я сделал үргэл как надо, молился, поблагодарил Шумак за дочку. За сына еще игрушки поставил.

- Как ты думаешь зачем ставить субурганы так далеко и высоко?

- Глубинный смысл такой, чтобы буряты не забывали свою землю. Чтобы молодежь и сами буряты ездили и отдыхали, а в перспективе там нужно очень много работы сделать.

Построить защитные сооружения, источники защитить, сейчас очень жесткое законодательство по вырубке леса, лесопилу, т.е. нельзя лес заготавливать. Наши предки зимовье построили, их там много, сейчас крыши протекают, все это может просто сгнить, это надо оформлять как родовые дома. Для этого нужно документы готовить, оформлять, как материальное культурное наследие.Защищать их нужно. Строить крыши, кровлю сделать. Предки наши смогли, сумели сделать, теперь нам нужно это сохранить. Сейчас местные своими силами обходятся, но туда груз доставлять тяжело, вертолет дорого, и если бы нам помогли, было бы здорово. Это реально историческое наследие, в 70-е годы прошлого века строились, туристы приходят, обогреваются. Очень много родовых зимовий, сейчас их дети, внуки живут. Мои дедушка с бабушкой приезжали, строили, участие принимали, все это нужно сохранить, работы много.Вопросы по экологии опять же встают. Очень много мусора накоплено. Физически обратно выносить тяжело.

- Алексей, тебя очень многое связывает с Шумаком. Прежде всего - это твоя малая родина.

- Еще тут такая история. Минии бага басаган, зургаатай Таисия, Шумагай басаган (моей младшей дочери Таисии шесть лет и она шумакская). Там на Шумаке есть «Хүүхын хада», там все детей просят. Очень сильное место подобно Янжиме. И там много игрушек, люди просят детей. И мы старшую дочку просили у Янжимы, а вот - младшую на Хүүхын хада.

Меня вся эта история тронула своей искренностью, теплотой, а главное - ощущением, что местные родовые земли всегда будут находится под защитой вот таких ребят как Алексей.

С пожеланием добра и изобилия, Дулма Юрьевна Содномова

 

Автор: Дулма Содномова

Фото: Алексей Гыргенов