На прошлой неделе Хамбо лама Дамба Аюшеев совершил турне по Селенгинскому, Кяхтинскому и Джидинскому районам. Целью поездки стала раздача телят бурятской породы в рамках проекта «Буряад үхэр» и награждение овцеводов, участников проекта «Социальная отара». В акциях участие принял Минсельхоз Бурятии в лице руководителей отдела животноводства Андрея Попова и станции ветеринарии Амгалана Дармаева.
Овцеводы
В Гусиноозёрске награждали памятным знаком овцевода тысячника – мянгатан: Игоря Доржиева из Ташира, Сергея Бадмаева из Ноёхона и Евгению Жадамбаеву из Енхора. Все трое, получив по 500 овец, раздали на сегодня более тысячи. Бадмаев в 2013 году получил отару и отдал 1200 голов, Доржиев взял в 2014-м, отдал 1100 ягнят. А у Евгении Жадамбаевой «социальная отара» стала семейным делом. Её примеру последовал сын и взял в рамках этого проекта 300 овец. Через два года он станет отдавать по 100 голов ежегодно.
- Примеру своего дяди Игоря Фёдоровича Доржиева последовал его племянник Буянто Чагдуров, - сообщил Станислав Гармаев, глава Селенгинского района. – Он работал монтажником в Москве. Имел хорошую зарплату, но вернулся домой и стал овцеводом. В этом году уже отдал первых ягнят. Не только на себя работает, но и совершает добро – благодеяние. Пример Буянто Чагдурова не единичный, у нас в Селенге немало возвращенцев.
В Кяхте почетной награды удостоился Зоригто Очиров из Большого луга, а в Джиде овцевод Геннадий Гырылов из Верхнего Учетуя. Он стал 12-м по счету бурятским тысячником. А больше всех роздал из них Виталий Самбуев из Кяхты – 2 100!
«Буряад үхэр»
В Джиде от проекта «Социальная отара» перешли к другому - «Буряад үхэр». Это проект восстановления аборигенной бурятской породы скота. Напомню, что он стартовал летом прошлого года.
Тогда тот же скотовод Виталий Самбуев из Кяхты распределил 344 животных в Еравну, Баунт, Закамну, Заиграево, Оку, Тунку, Баргузин и Курумкан. Это малопригодные для разведения овец районы. До этого Самбуев несколько лет упорно работал над увеличением стада бурятских коров, завезённых из Монголии.
Механизм распределения этого скота предусматривается тот же, что и в программе «Социальная отара». То есть фермеры, участники проекта, должны были делиться приплодом с другими животноводами. И постепенно эта порода должна распространиться по Бурятии, на свои естественные места обитания. В Джиде и прошёл один из этапов распространения аборигенных телят.
Опыт Забайкалья
Церемония распределения проходила в борцовской юрте села Гэгэтуй. Вел собрание Хамбо лама Аюшеев. Конечно, он поделился собственным опытом разведения бурятских коров. В сентябре 2016 года Хамбо лама перевез двухгодовалых бычка и телку в родное село Шаргалжин Забайкальского края.
- Сначала мы решили проверить качество скота, - рассказал он. – Действительно ли он настолько неприхотлив и вынослив? Поэтому мы не давали им ни сена, ни воды! И что же вы думаете? Их потенциал огромен, они смогли продержаться без помощи человека четыре месяца. Всю осень и начало зимы они спокойно прожили на подножном корму. За всю зиму им на корм ушло немногим больше половины одного стога сена! А 8 марта 2017 года корова отелилась. Телята сразу встают на ноги. Поэтому содержать аборигенных коров на личных подворьях, - очень выгодно, – считает Хамбо лама.
Опыт Джиды
Фермер Анатолий Ощепков из Гэгэтуя стал важным звеном в цепи распространения бурятской породы крупного рогатого скота. У него скотоводы получили 11 телят. Они были пронумерованы, и желающие тянули жребий. А затем все пошли на его подворье и, загрузив бычков на машины, развезли по своим фермам.
- Эти коровы гуляют сами по себе, - поделился своим опытом Анатолий Федорович. – Им не надо ни сена, ни воды. Только соль! За ними не надо убираться. При минус 30 они приходят с пастбища и сразу ложатся. Каждая на своё место. На животе у них длинная шерсть. Спину прикрывают от ветра валиком из сухого навоза. Они очень хорошо приспособлены к нашим суровым условиям.
С быками других пород бурятские быки не церемонятся. У них длинные острые рога, которыми они запросто забодают соперника. Могут вспороть брюхо. Был случай, когда он вошёл во двор, где спрятался другой бык и забодал его. Хозяйка даже написала заявление на него: «Этот бурятский бык ворвался в наш двор и забодал нашего!»
Свой скот Анатолий Ощепков держит на ферме в распадке, около границы с Монголией. Мясо бурятской коровы он ещё не пробовал и потому не может сказать, каково оно на вкус: «Ем баранину и конину».
Большой сбор
А 13 ноября уже в Иволгинском дацане Хамбо лама провел отчетное собрание по содержанию бурятских коров. На него приехали скотоводы Закамны, Тунки, Оки, Баргузина, Курумкана, Баунта, Еравны и Заиграево. Выявилось множество интересных подробностей из жизни бурятских коров.
Так, эти коровы в Еравне не болеют болезнью копыт - мокрицей. В Оке 15-дневный телёнок переплыл через бурную реку рядом с коровой и быком. В Курумкане за телятами всегда присматривают как няньки одна или две коровы с быком. А при жаре коровы становятся в круг и ждут прохлады. В Закамне бурятский бык на пути к корове сметает всех других быков! В Баргузине коровы в сильные морозы прижимаются друг к другу и не ложатся на землю. В Заиграево заметили, что зимой нашим коровам не нужны тёплые стайки.
В своих повадках аборигенный скот похож на лошадей и старается пастись отдельно от других коров. За год от 350 коров и быков получили приплод в 99 голов, из них 49 телок и 50 бычков.
Что делать?
Некоторые скотоводы утверждали, что бурятские быки различают своё потомство и не спариваются с ним. Это помогает избегать кровосмешения. Тем не менее, на суглане возник вопрос обновления крови. Как сделать так, чтобы не было близкородственного скрещивания и как создать эталонное стадо?
По этому поводу возникла острая и бурная дискуссия. Предложений и ссылок на различные авторитеты было много. В частности, чтобы племенной работой занялся квалифицированный специалист – зоотехник. Еще один радикальный способ - это завоз дополнительных партий скота из Тывы и Монголии.
В итоге эти предложения были приняты. Уже созданные гурты в восьми районах и плюс скот Ощепкова в Джиде станут базовыми стадами и между ними необходимо наладить обмен быками по определённой и заранее составленной схеме! Это предложение поступило от Ринчина Гармаева, соратника учёного Булата Лхасаранова. Напомним, что именно Лхасаранов стоял у истоков возрождения бурятской породы коров.
Эталонные гурты
Разбавят кровь и дополнительные партии быков из Тывы и Монголии. А это было предложением самого Хамбо ламы Аюшеева. Кроме того, в перспективе он видит создание «социальных гуртов» с эталонными бурятскими КРС в каждом из этих восьми районов. Плюс стадо Ощепкова в Джиде. Вероятно, их будет несколько в каждом районе. Через них эндемичный скот будет вытеснять постепенно своих конкурентов – «бестолковый скот»! Под это определение Хамбо ламы подпадают все остальные, не местные породы скота. Это в основном мясные породы: казахская белоголовая, калмыцкая, герефорды, а также молочные: голштинская и холмогорская. А также их многочисленные помеси с практически неразличимым происхождением.
Что касается эндемичной бурятской породы, то она со временем должна быть зарегистрирована в племенной книге. Должна и улучшить свои характеристики в плане скороспелости, выхода мяса и молока. Но главным её конкурентным преимуществом останутся оптимальная приспособленность к суровым природно-климатическим условиям Баунта, Оки, Закамны, Еравны и других районов Бурятии.