Блогууд 18 nov 2021 2504

Коровы-эндемики, или Как Хамбо лама объявил войну «бестолковому» скоту

Во всём мире растёт интерес к местным, аборигенным или эндемичным видам животных и растений. Эндемики признаются уникальным достоянием народов и всего человечества. В Бурятии есть свои бурятские породы овец, лошадей и собак. Идёт процесс возрождения и местной коровы.

© фото: Александр Махачкеев

На прошлой неделе Хам­бо лама Дамба Аюшеев со­вершил турне по Селенгин­скому, Кяхтинскому и Джи­динскому районам. Целью поездки стала раздача телят бурятской породы в рам­ках проекта «Буряад үхэр» и награждение овцеводов, участников проекта «Со­циальная отара». В акциях участие принял Минсельхоз Бурятии в лице руководите­лей отдела животноводства Андрея Попова и станции ветеринарии Амгалана Дар­маева.

Овцеводы

В Гусиноозёрске на­граждали памятным знаком овцевода тысячника – мян­гатан: Игоря Доржиева из Ташира, Сергея Бадмаева из Ноёхона и Евгению Жадам­баеву из Енхора. Все трое, получив по 500 овец, разда­ли на сегодня более тысячи. Бадмаев в 2013 году получил отару и отдал 1200 голов, Доржиев взял в 2014-м, от­дал 1100 ягнят. А у Евгении Жадамбаевой «социальная отара» стала семейным де­лом. Её примеру последовал сын и взял в рамках этого проекта 300 овец. Через два года он станет отдавать по 100 голов ежегодно.

- Примеру своего дяди Игоря Фёдоровича Доржи­ева последовал его племян­ник Буянто Чагдуров, - сооб­щил Станислав Гармаев, гла­ва Селенгинского района. – Он работал монтажником в Москве. Имел хорошую зар­плату, но вернулся домой и стал овцеводом. В этом году уже отдал первых ягнят. Не только на себя работает, но и совершает добро – бла­годеяние. Пример Буянто Чагдурова не единичный, у нас в Селенге немало воз­вращенцев.

В Кяхте почетной на­грады удостоился Зоригто Очиров из Большого луга, а в Джиде овцевод Геннадий Гырылов из Верхнего Учетуя. Он стал 12-м по счету бурят­ским тысячником. А больше всех роздал из них Виталий Самбуев из Кяхты – 2 100!

«Буряад үхэр»

В Джиде от проекта «Со­циальная отара» перешли к другому - «Буряад үхэр». Это проект восстановления або­ригенной бурятской породы скота. Напомню, что он стар­товал летом прошлого года.

Тогда тот же ското­вод Виталий Самбу­ев из Кяхты распре­делил 344 живот­ных в Еравну, Баунт, Закамну, Заиграево, Оку, Тунку, Баргу­зин и Курумкан. Это малопригодные для разведения овец районы. До этого Самбуев несколько лет упорно работал над увеличением стада бурятских ко­ров, завезённых из Монголии.

Механизм рас­пределения этого скота предусматри­вается тот же, что и в программе «Со­циальная отара». То есть фермеры, участники проек­та, должны были делиться приплодом с дру­гими животноводами. И по­степенно эта порода должна распространиться по Буря­тии, на свои естественные места обитания. В Джиде и прошёл один из этапов рас­пространения аборигенных телят.

Опыт Забайкалья

Церемония распреде­ления проходила в борцов­ской юрте села Гэгэтуй. Вел собрание Хамбо лама Аю­шеев. Конечно, он поделил­ся собственным опытом раз­ведения бурятских коров. В сентябре 2016 года Хамбо лама перевез двухгодовалых бычка и телку в родное село Шаргалжин Забайкальского края.

- Сначала мы решили проверить качество скота, - рассказал он. – Действитель­но ли он настолько непри­хотлив и вынослив? Поэтому мы не давали им ни сена, ни воды! И что же вы думаете? Их потенциал огромен, они смогли продержаться без помощи человека четыре месяца. Всю осень и начало зимы они спокойно прожи­ли на подножном корму. За всю зиму им на корм ушло немногим больше половины одного стога сена! А 8 марта 2017 года корова отелилась. Телята сразу встают на ноги. Поэтому содержать абори­генных коров на личных подворьях, - очень выгодно, – считает Хамбо лама.

Опыт Джиды

Фермер Анатолий Ощеп­ков из Гэгэтуя стал важным звеном в цепи распро­странения бурятской по­роды крупного рогатого скота. У него скотоводы получили 11 телят. Они были прону­мерованы, и желаю­щие тянули жребий. А затем все пошли на его подворье и, загрузив быч­ков на машины, развезли по своим фермам.

- Эти коровы гуляют сами по себе, - поделился своим опытом Анатолий Федоро­вич. – Им не надо ни сена, ни воды. Только соль! За ними не надо убираться. При минус 30 они приходят с пастбища и сразу ложат­ся. Каждая на своё место. На животе у них длинная шерсть. Спину прикрывают от ветра валиком из сухого навоза. Они очень хорошо приспособлены к нашим су­ровым условиям.

С быками других пород бурятские быки не церемо­нятся. У них длинные острые рога, которыми они запро­сто забодают соперника. Могут вспороть брюхо. Был случай, когда он вошёл во двор, где спрятался другой бык и забодал его. Хозяйка даже написала заявление на него: «Этот бурятский бык ворвался в наш двор и забо­дал нашего!»

Свой скот Анатолий Ощепков держит на ферме в распадке, около границы с Монголией. Мясо бурятской коровы он ещё не пробовал и потому не может сказать, каково оно на вкус: «Ем ба­ранину и конину».

Большой сбор

А 13 ноября уже в Ивол­гинском дацане Хамбо лама провел отчетное собрание по содержанию бурятских коров. На него приехали ско­товоды Закамны, Тунки, Оки, Баргузина, Курумкана, Баун­та, Еравны и Заиграево. Вы­явилось множество интерес­ных подробностей из жизни бурятских коров.

Так, эти коровы в Еравне не болеют болезнью копыт - мокрицей. В Оке 15-дневный телёнок переплыл через бурную реку рядом с коро­вой и быком. В Курумкане за телятами всегда присма­тривают как няньки одна или две коровы с быком. А при жаре коровы становятся в круг и ждут прохлады. В Закамне бурятский бык на пути к корове сметает всех других быков! В Баргузине коровы в сильные морозы прижимаются друг к другу и не ложатся на землю. В Заи­граево заметили, что зимой нашим коровам не нужны тёплые стайки.

В своих повадках абори­генный скот похож на ло­шадей и старается пастись отдельно от других коров. За год от 350 коров и быков по­лучили приплод в 99 голов, из них 49 телок и 50 бычков.

Что делать?

Некоторые скотоводы утверждали, что бурятские быки различают своё по­томство и не спариваются с ним. Это помогает избегать кровосмешения. Тем не менее, на суглане возник вопрос обновления крови. Как сделать так, чтобы не было близкородственного скрещивания и как создать эталонное стадо?

По этому поводу возник­ла острая и бурная дискус­сия. Предложений и ссылок на различные авторитеты было много. В частности, чтобы племенной работой занялся квалифицирован­ный специалист – зоотехник. Еще один радикальный спо­соб - это завоз дополнитель­ных партий скота из Тывы и Монголии.

В итоге эти предложения были приняты. Уже создан­ные гурты в восьми райо­нах и плюс скот Ощепкова в Джиде станут базовыми стадами и между ними не­обходимо наладить обмен быками по определённой и заранее составленной схе­ме! Это предложение посту­пило от Ринчина Гармаева, соратника учёного Булата Лхасаранова. Напомним, что именно Лхасаранов стоял у истоков возрождения бурят­ской породы коров.

Эталонные гурты

Разбавят кровь и допол­нительные партии быков из Тывы и Монголии. А это было предложением самого Хамбо ламы Аюшеева. Кро­ме того, в перспективе он видит создание «социаль­ных гуртов» с эталонными бурятскими КРС в каждом из этих восьми районов. Плюс стадо Ощепкова в Джиде. Вероятно, их будет несколь­ко в каждом районе. Через них эндемичный скот будет вытеснять постепенно своих конкурентов – «бестолковый скот»! Под это определение Хамбо ламы подпадают все остальные, не местные по­роды скота. Это в основном мясные породы: казахская белоголовая, калмыцкая, ге­рефорды, а также молочные: голштинская и холмогорская. А также их многочисленные помеси с практически нераз­личимым происхождением.

Что касается эндемичной бурятской породы, то она со временем должна быть зарегистрирована в племен­ной книге. Должна и улуч­шить свои характеристики в плане скороспелости, выхо­да мяса и молока. Но глав­ным её конкурентным пре­имуществом останутся опти­мальная приспособленность к суровым природно-клима­тическим условиям Баунта, Оки, Закамны, Еравны и дру­гих районов Бурятии.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев