В Бичуре есть одно из самых красивых и процветающих бурятских сёл. Это Хонхолой (не путать с Хонхолоем в Мухоршибири). Откуда это звучное имя? В книге «Небесная дева Лебедь» описывается перекочевка братьев Хонхоло и Хургана с Ангары в Забайкалье: «Хонхоло остановился за Бичурой, где-то за нынешними улусами Амгаланта, Шанага, Аяга. Там до сих пор сохранился улус, носящий его имя – Хонхолой» (И.Е.Тугутов, А.И.Тугутов. Иркутск. 1992. с.190).
Это густонаселённое и живописное место. Вокруг соседние деревни, поля и сенокосы, покрытые лесами вершины гор, а через ближний распадок рукой подать до Забайкальского края. На главной улице Хонхолоя - высокие и крепкие дома, палисадники, автомобили и трактора. На краю села растёт новая улица с современными и даже двухэтажными домами. По всему видно, что здесь живут зажиточно и уверенно смотрят в завтрашний день. Разительный контраст на фоне множества других заброшенных деревень. В чем же секрет благополучия села?
Братья-фермеры
Бато и Жаргал Далхаевы живут в самой деревне, а их стоянка в километрах трёх от неё. Раньше здесь жил их дед, но от его заимки ничего не осталось. Пришлось всё выстроить заново, в первую очередь, восстановить колодец. Около него и толпился скот, пришедший на водопой. На стоянке есть новый дом, где живёт их работник. Рядом навесы и загоны для скота. А за ними поле с уходящими в гору линиями рулонов.
В этом году фермеры заготовили 420 рулонов сена, 296 зеленки и 200 соломы. Этого должно хватить на долгую суровую зиму. А вольно пасущегося скота мясной породы у них порядка ста голов. В основном, это казахская белоголовая, но в планах покупка чистокровных герефордов или абердино-ангус и увеличение общего поголовья.
Здесь, в Бичуре, нет просторных, пустующих пастбищ. Всё вокруг распахано и засеяно, поэтому скотоводство здесь интенсивное. Так братья Далхаевы откармливают в загоне бычков. Они потребляют много сенажа, дроблёнки и сена, зато быстро растут и приносят прибыль. А раз есть свои корма, то выгодно заниматься и свиньями.
У них есть новый трактор МТЗ-82 «Беларусь» с куном. В планах - увеличение посевных площадей. Вокруг большого поля тянется на километры изгородь из доски, в том числе и обрезной. Впрочем, есть и электропастух – электрическая изгородь под слабым током. Посреди поля обозначено их родовое место, где они поминают предков с деревенским шаманом. Возвышенности украшены субурганами, а около соседнего Дабатуя есть кладбище православных бурят. Здесь молятся всем богам. Но помогают ли им тонкие миры? Наверное, да и парни сами не промах, но вот в чём материальном они действительно нуждаются, так это в грантах. Фундамент есть и нужен новый, качественный рывок! Далхаевы не раз участвовали в конкурсах, но пока безуспешно.
Впрочем, оптимизма братья не теряют. Как говорит их бойкая моложавая мама: «Мы же семейские буряты! И во мне течет семейская кровь». Бато всего 33 года, а у него уже четверо детей. У его младшего брата Жаргала две дочери. Все вместе они играли на рулонах сена. Я прислушался к их болтовне, между собой они говорили на родном языке! Не в каждой бурятской деревне прозвучит такая музыка для слуха. Родители молоды, к ним прибавятся ещё братья и сёстры и всё у них впереди…
Клан Лодоевых
По такому же родовому принципу построено хозяйство Лодоевых. Во главе родители - Эрдэн Цырендоржиевич и Марина Владимировна, а с ними трое сыновей с женами и детьми – шесть мальчиков и две девочки. Старшие сыновья живут отдельно, через улицу. А родители в своем доме, но в одном дворе с младшим сыном-отхончиком. В огромном дворе на задах стоит собственный парк техники: трактора, грузовики, зерноуборочный комбайн и прочая сельскохозяйственная техника. Неизвестного для нас дилетантов назначения. Стояла и пилорама, а вокруг неё кучи опилок и стопы досок. Как сказал Эрдэн Цырендоржиевич, у них есть своя деляна в лесу.
Лодоевы также занимаются интенсивным мясным скотоводством. Поэтому выращивают фуражные зерновые: ячмень, овёс, а также зелёнку. У них 95 гектаров обрабатываемой земли огорожено, а всего имеют 150 га. У каждого из сыновей собственные склады, где они хранят фураж. Сами же пропускают его через дробилку и откармливают скот – помесь местных коров с герефордами.
А также свиней, в том числе и венгерскую мангалицу. Эти чушки с изрядной кровью дикого кабана обладают невероятно длинной и густой шерстью, неприхотливы, холодоустойчивы и с вкусным мясом. Холеные и донельзя довольные жизнью они вальяжно разгуливали по скотному двору.
Да, хозяйство у Лодоевых немаленькое, хотя мы, разумеется, увидели не всё, что у них есть. По меркам времён СССР почти отделение совхоза, ну или одна семейная бригада. Свой вклад в производственное разделение труда вносят и жёны братьев, они занимаются бухгалтерией.
Так вот, самый интригующий вопрос у гостей, а это были Виктор Аюшеев и Далай Галсанов из Минсельхоза, Альбина Кондакова из районной администрации, прозвучал так: «Ну, а как? А как вы делите плоды своей работы между собой?»
- Большую работу делаем вместе, например, посевная или уборка урожая, - пояснил Эрдэн Цырендоржиевич. – Каждая семья вносит свою долю, но вот бычков откармливаем раздельно. Если кому-то нужно, он ни у кого не спрашивая, забивает их и везёт на рынок в город, мясокомбинат или в Бичуру.
Демография
Всего в Хонхолое зарегистрировано 410 жителей. Из них 137 человек в возрасте до 18 лет! Это 33%! В детский сад ходит 36 детей. В начальной школе учится 40 учеников. А в итоге средний возраст 32 года! Вряд ли где ещё в республике есть село с такой потрясающей демографической статистикой! Разве что в Оке? В селе 117 домов, из них пустующих всего семь. В селе есть магазин, пекарня и клуб. «А в будущем планируется открытие фельдшерско-акушерского пункта», - сообщила глава поселения Римма Бадмажапова.
В недавнем прошлом хонхолойцы активно занимались лесом. Однажды, они даже прогремели на всю республику и соседнее Забайкалье после массовой драки и перестрелки с китайскими лесозаготовителями. Многие и сейчас не оставили этого промысла. Но сегодня есть смысл заниматься сельским хозяйством. Мясо, молоко, овощи, зерно, мёд и другая товарная продукция сельчан востребована в республике и на внешнем рынке. Село и сельское хозяйство консервативны и всегда были оплотом традиционализма. Переход от советской модели агропрома к рыночной был болезненным и долгим. Тем не менее, затянувшаяся с 90-х годов техническая, технологическая и ментальная модернизация, наконец, завершилась.
Секрет Хонхолоя
Сегодня в селе восемь крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и 62 личных подворья (ЛПХ). А в целом в Бичурском районе 78 ИП и КФХ, занятых в сельхозпроизводстве, 9 тыс. ЛПХ, из которых 2800 дают товарную продукцию. Район всегда был и остаётся лидером сельскохозяйственного производства в республике. Особенно это бросается в глаза ранней осенью, когда едешь по трассе до райцент- ра Бичура, а с двух сторон сплошь тянутся богатые нивы и зяби. Хонхолой хоть и лежит в стороне от трассы, яркий тому пример. Пример роста производства. Своей земли здесь уже не хватает, и местные фермеры арендуют поля в соседнем Забайкалье.
Экономические успехи естественным образом ведут к повышению качества жизни. Это к тому, что для полноты репортажа и, собственно, понимания сути процесса и описываемых героев желательно посмотреть на их быт. Заодно вкусив их хлебосольства и гостеприимства, чего Далхаевым и Лодоевым было не занимать. Сидя с ними за столом, я понял, что никакого особого секрета процветания Хонхолоя здесь нет. Просто им нравится жить на родной земле, быть на ней хозяевами, растить детей и чувствовать полноту жизни. А что ещё нужно человеку для счастья?