От дров к ТЭНам
Исторические бани в Улан-Удэ - это № 1 на Смолина, на Геологической, на Гагарина – ещё называли на «Чайке» (по названию соседнего продовольственного магазина), ПВЗ, Батарейка, Стеколка, Машзавод и ряд местечковых бань помельче (Дивизка, Мясокомбинат и др.). Элитных бань, типа, Сандунов в Москве, у нас не было. Только в последние годы появилась «Сатори». Всем им уже около века. Так, бане на ПВЗ в этом году исполняется 90 лет. Поначалу они имели отдельные котельные, а печи в парилках отапливались дровами. К открытию бани дрова прогорали, а камни в каменках накалялись. Пар получался исключительно ароматный и лёгкий. Особенно, если истопник был трезв. Но! В течение нескольких часов камни от непрерывного полива остывали, их, попросту говоря, «заливали». Кроме того, от дровяных печей часто угорали (угарным газом). Позднее в общественных банях по всей огромной стране стали внедрять советское ноу-хау. Баня работала по принципу чайника. В кочегарке стоял котел, в нем разогревалась вода, пар поднимался по трубам и подавался в парилку. Если его подсушивали, он был прозрачным, если нет, то парильщики сидели в густом тумане. Этот технологический процесс использовался, например, в бане на Батарейке и даже на ПВЗ. Но затем в Улан-Удэ почти повсеместно перешли к привычным каменкам. На этот раз на электронагревателях (ТЭНах), а не на дровах. Считается, что электричество сжигает кислород и потому всё же на дровах - натуральнее. Однако ТЭНы греют постоянно, их можно было включать и выключать, а потому камни невозможно «залить».
Секреты парилки
Но «заливается» собственно парилка. Ее деревянные полки, стены и потолок промокают, становятся склизкими. Потому ценители пара время от времени тщательно промывают все и сушат. А затем процесс подкидывания воды из ковшика возобновляется: «Рассыпушечку давай!», «Два глубинных подкинь!», «О! Лукич, свою классическую троечку бросил!». Главное в бане - это парилка, а ее качество зависит от соотношения каменки и помещения, ее размеров и высоты потолка. Пар должен «пробивать до костей», только тогда чувствуется эффект глубокого прогревания. Бывает, бьешься веником, а толку нет, не пробирает. Нужна оптимальная температура и влажность. И то и другое можно отрегулировать. Но важно и не пересушить баню. Почему у нас финская сауна не в чести? Потому что раскаленный сухой воздух сауны обжигает легкие, а у нас и без того сухой климат. Если парилка поначалу слишком суха и раскалена, её увлажняют, обливая стены и полки холодной водой.
Кто потрёт спинку?
Говорят, что из Сандунов к нам пришла традиция делать «вертолет», а то и «парус» - размахивать и колыхать полотенцем, гоняя горячий пар над головами. В Улан-Удэ никогда молча не сидели. Город был маленький, и все знали друг друга. Обычно обсуждали новости дня, кто-то травил байки, анекдоты, дружески подшучивал друг над другом, а если на ПВЗ был Табинаич, то и вовсе «Поле чудес» устраивал. Все это рождало особую банную атмосферу. Крепкий пар и доверительное общение - два равнозначных компонента настоящей бани. Ведь не каждый встречный мог потереть тебе спинку. Для этого нужно было не один литр пота вместе выпарить. Парильщики угощали друг друга своими чаями, домашним квасом и морсом. А разливное пиво всегда можно было купить в буфетах и пивных при банях, киосках или бочках на улице. Закуски – вяленая сорожка или минтай.
Генерал в бане
Поговорка «В бане на Руси все равны» появилась из-за старинного обычая совместно мыться в бане, невзирая на половые и сословные различия. Вместе с одеждой человек оставлял за бортом все свои регалии и статус. Все голые, все равны. В бане нет генералов и депутатов! Но в бане на Смолина был свой настоящий генерал. Николай Васильевич Бутуханов, человек прошедший войну и много лет руководивший МВД Бурятии. Заядлые парильщики приходили на первый пар и без генерала не начинали. Ждали, когда он подойдет и бросит первый ковш. А после бани друзей ожидала бутылка водки от Николая Васильевича, которую он по-простому разливал в граненый стакан. Закусывали черным хлебом, солеными огурчиками, салом и, конечно, соленым омулем. Как уроженец Корсаково из Кабанского района, генерал не мог обойтись без рыбы. Вокруг него группировалась одна из самых долговечных банных компаний Улан-Удэ. Сформировавшись в бане № 1, затем, когда ее перестроили, а пар стал хуже, друзья парильщики перебрались в баню на Геологической. А оттуда уже на ПВЗ. В этой интернациональной компании сменились поколения любителей пара. Они отмечают дни рождения, юбилеи, поминки и другие важнейшие события в жизни. Отмечают в пивной при бане и на официальных торжествах. Однажды член этой компании, сотрудник УФСИН справлял юбилей и вот таким образом представлял группы гостей: «Родня!», «Тюрьма!», «Баня!».
Битва банных команд
Завсегдатаи ходили по определенным дням и в определенное время. Лучше всего по утрам, когда парилка чиста и свежа. Но в будние дни, когда клиентов немного, она хороша и в другое время. У ценителей пара были своя излюбленная кабинка, скамейка в мойке и место в парилке. Алексей Александрович Салтыков вспоминает: «В 72-м году пошел как-то в баню на Смолина. У дверей перед открытием скопилась толпа, и только они открылись, пошла на штурм. Двое прорвались вперед и рванули наверх без билетов, мимо кассы! Я же пошел, как положено, отстоял очередь за билетом и на второй этаж. Захожу в мойку, а тазов то и нет! Эти двое, которые вперед прорвались, разобрали и выдают только своим. А в то время там были две большие группы парильщиков. Это бытовики и рабочие с кондитерки. Что делать? И вот, лидер кондитеров, кудрявый Аркаша спрашивает у меня: «Будешь в моей команде?». Я с готовностью отвечаю: «Буду!», а куда деваться, мыться-то надо! Аркаша сует мне шайку: «На!» Видно, так и так была лишняя!»
Банный стриптиз
В бане на Стеколке, между женской и мужской парилками, была дверь с щелями. Их заделывали, но они появлялись вновь благодаря стараниям пацанов. Уж слишком был велик соблазн. Первое неясное, но неудержимое влечение к чему-то сладкому и запретному. То, о чем возвышенно пели ВИА «Голубые гитары» в песне «Первый поцелуй» - шлягере 70-х: «Там где прикоснулись, Девочка и мальчик, К самой светлой тайне на земле...» Впрочем, не только мальчишки. Из-за этого полулегального доступа к банному стриптизу на Стеколку повадилась приезжать парочка вуайеристов с города. Стоя у дверей, они как бы ненароком приникали к щелкам и поддавали пару усмехающимся, всё понимающим парильщикам. Банщицы знали их в лицо и при случае цыкали и увещевали. Но никакого мордобоя, скандалов и писем в партком! Ну, что поделаешь, слаб человек! С противоположной стороны, в женском отделении, прекрасно знали, что за ними подсматривают и не делали строгого секрета из своей наготы. Особенно цветущие дамы в теле и юные девушки с некоторой долей нарциссизма. Собственно, почему бы и не насладиться ещё одной победой, пусть и маленькой и неизвестно над кем? Пусть даже над мальчишками и вуайеристами! Почему бы и не блеснуть своей красотой? Не убудет же?