Утро в степи
Хроника развития событий. Финал.
Хроника развития событий. Финал.
Хроника развития событий. Продолжение.
Хроника развития событий. Продолжение.
30 января 2024 года мы сообщали о том, что на Монголию надвигается «железный зуд». С этого момента события начали развиваться стремительно.
«Дракон — одна из четырёх сил мира, парящая в голубом небе, мифическое существо, обладающее необычайной силой и магией, которое питается огнём и укрощает хвостом все темные силы.
Драконам особо поклоняются в Китае, они присутствуют во всех видах ритуалах, их изображения сопровождают все сакральные места. Но согласно свидетельствам истории, руины Дворца драконов основателя Империи гуннов Модэ Шаньюя доказывают, что родина драконов - Монголия».
За десятилетия в журналистике было много разных интервью, хороших и не очень, но это из разряда необыкновенных. В ходе разговора с популярнейшим во всем монгольском мире радиоведущим я с изумлением поняла, что обезоруживающая откровенность может обучать, излечивать, воспитывать, создавать большие мотивации.
На сцене Кремлевского дворца съездов при полном аншлаге состоялись первые сольные представления Бурятского государственного национального театра «Байкал». «Моя Бурятия» и «Блеск Азии» собрали немыслимую силу аплодисментов двенадцати тысяч зрителей главного зала России.
Норжима Цыбикова продолжает цикл очерков по итогам погружения в мир исконных традиций Монголии.
Прощались мы как родственники, которые в силу разных обстоятельств давно не виделись, но знали друг о друге почти все. Одни традиции, одна память, одна кровь, один язык. Пили горячий зеленый чай с молоком и долго говорили, будто хотели наговориться на годы вперед. Когда еще? Обсуждали кто какого рода, оказались местами одного племени - хальбан. «Хори буряадууд», - заключила я. Они переглянулись и согласились. И тут я вынуждена была уточнить: мы ж все выходцы из одиннадцати хоринских родов? И секундой позже до меня дошло - монгольским бурятам нет нужды в маркировках. Они, за небольшим исключением, выходцы из агинских степей, где кочевали исключительно люди племени хори.
Интервью в моей жизни было много и разных. На земле и в воздухе, в «высоких» кабинетах президентов и дипломатов, и «на дне» — у «лиц без определенного места жительства». Но верхом на лошади первое. И оно особенное… С человеком, который знает жизнь и быт бурята не понаслышке. По сути, жизнь его и его семьи проходит без отрыва от исторического предназначения — жизни кочевника. Возможно желающих оспорить понятие «историческое предназначение» не придется искать, но суть остается сутью: буряты (суть – монголы севера) кочевники по рождению, их ценности — степь и пять драгоценных видов скота. Именно так кочевники жили, выживали, воспевали смысл своей жизни тысячелетиями. Пурбо, мой собеседник, другой жизни и не знает…
Это был 1991 год. Страну лихорадило. Я была новобранцем в стане бурятской тележурналистики. Первая командировка состоялась на родину, в Кижингинский район, небольшое село Ушхайта - родина моей мамы. То было место, с которым связано мое детство: дни напролет на берегу речки, орооhоотай шулэн и постная лепешка. Этот вкус супа, сваренного на костях и зерне вприкуску с лепешкой и ложкой стоячей сметаны, снится до сих пор…
Цель командировки была невнятной, как и то, что происходило на совхозном собрании, куда мы прибыли. Спикеры из района и города внушали членам совхоза, что необходимо в кратчайшие сроки прекратить существование совхоза и закрыть молочно-товарную ферму, «градообразующее» по тем временам предприятие небольшого села. Люди недоумевали - на МТФ работало почти все село… Остовы гигантской фермы украшают село по сей день, а его жители вставали на рельсы новой жизни - мучительно, местами трагично - десятки лет… Эти невеселые воспоминания посещали пока я топала на вечернюю дойку.
ИД «Буряад Yнэн» продолжает цикл очерков по итогам экспедиции Норжимы Цыбиковой в Монголию.
Издательский дом «Буряад Yнэн» провел уникальную этнографическую экспедицию в Монголии.
Наступала первая ночь в степи… После недолгих споров мы решили остановиться близ аймачного центра Хэнтийского аймака — города Чингиз. Сюда мы еще вернемся, через три дня здесь отметят 100-летие со дня основания аймака, на территории которого в местности Делюн Болдог прошли детство и юность Чингиз хана. В двух сотнях километров ближе к столице Монголии есть озеро Хара зурхний Хух нуур. В переводе звучит так: Синее озеро черного сердца. Замысловато, но по легенде именно здесь короновали Тэмуджина, который впоследствии завоюет полмира. При удачном стечении обстоятельств мы обязательно туда попадем. А пока…
На восток Монголии доводилось приехать только раз. В 2014 году в составе редакции журнала «Минии Буряад» мы добрались до Дадал сомона, что находится на северо-востоке Хэнтийского аймака. Тогда казалось, что это и есть конец конца географии. Возвращались мы под проливным дождем, бездорожью, наугад и наощупь. Тогда выяснилось, что почва в монгольских степях иная, влагу с разбегу не впитывает, и машину при малейшей попытке прибавить скорости, разворачивало на 180 градусов. Путь домой казался героическим, и каждый мысленно сказал себе: никогда больше. Но послевкусие оказалось сильнее первых впечатлений и желание увидеть всемирно известную равнину Дорнодского аймака, а особенно соплеменников, живущих в этой знаменитой бескрайней степи, только прибавило мотивации.
На одном из концертов театра «Байкал» я услышала его работу «И снова будет зима». Будучи человеком далеким от классической музыки, я полагала что мне уже не стать её ценителем. Но в этой композиции зазвучала такая свежесть, непривычная легкость, нежность и мудрость одновременно. Мой мозг, тренированный пионерскими маршами и революционными одами, скрипнул от неожиданности и поплыл. С тех пор я внимательно наблюдаю за музыкальным руководителем театра «Байкал», чья музыка – это, как минимум, треть успеха легендарного театра.
Стихи и песня под таким названием написаны земляками легендарных девочек Халхин-Гола. Бойцы с тоненькими косичками в свои 13, 14, 15 лет ушли на линию фронта, чтобы открыть свой фронт — в палатах госпиталя.
Чимитцэрэн эж 99 лет. Она ветеран Халхин-Гола. Когда она вызвалась идти на войну, ей было пятнадцать. События 1939 года на берегу монгольской реки историки называют по-разному: вооруженный конфликт, инцидент. Но как бы это не называлось, для монголов в тот момент началась полномасштабная и кровопролитная война, которая принесла в их мир боль, кровь, страх, потери родных и близких людей, и угрозу в очередной раз потерять независимость.
Аутентичность, этника, архаичность. Эти термины вошли в понимание не только российских, но и мировых трендов не так давно.
Поворот на Азию в кинематографе, мировой индустрии моды стал более заметным лишь в последние десятилетия. Посмеем
настоять, что творчество бурятского театра «Байкал» играет в этом процессе не последнюю скрипку.
В 2024 году исполнится 100 лет первой монгольской почтовой марке. Изображение “Элдэв-Очир”, скрещённой ваджры - буддийского символа непобедимой силы, стало первым в истории марки монгольской почты. И если помнить, что именно монгольская почта входит в число старейших почтовых служб мира, то и юбилей марки обретает особое историческое значение.