Главная / Новости /Культура / «Живи в степи!» - обзор журнала «Байкал», или новые встречи с прекрасным

«Живи в степи!» - обзор журнала «Байкал», или новые встречи с прекрасным

13-09-2019

Редакция журнала «Байкал», несмотря на летнее время, что тянет к отдыху и от­пускам, постаралась представить своим читателям в новом номере журнала как всегда насыщенное содержание (№ 4, июль-август).

Первым в ряду авторов представлен Мак­сим Жуков с поэтической подборкой «Перед наступлением темноты». Поэт, прозаик и жур­налист родился в 1968 году в Москве. Посто­янно живёт в Евпатории. Выпустил три книги, лауреат конкурса Таmizdat (2007), победитель конкурса «Заблудившийся трамвай» (2012), обладатель Григорьевской поэтической пре­мии (2013). В интервью обычно сетует на то, что любовь к инвективной лексике препят­ствует публикации его лучших стихов в рос­сийских СМИ. В Крыму пишет роман о Москве и бандитских клубах, где работал в середине 90-х администратором. Как сказано в одной книжной рецензии: «...творчество Максима Жукова можно назвать, по аналогии с «жёст­кой прозой», «жёсткой поэзией». Апеллируя то к самым низким пластам языка, к обра­зам и персонажам дна, то к высотам миро­вой культуры, автор создаёт убедительную культурную и мировоззренческую модель мышления и чувствования «поздне- и пост­советского - подпольного интеллигента».

Степь, бесконечная, как смерть.

Живи в степи!

Учись на суржике трындеть, страдай,

копи:

За каждый нажитый пятак — расплаты

пуд.

От Евпатории до Сак один маршрут.

В кафе, в тарелке на столе — кальмар

зачах.

Ты одинок на сей земле на всех путях.

Коньяк, раздавленный, как клоп, —

неконгруэнт…

Тоска – как непременный троп.

И Крым — как бренд...

Истории о дацане

Прозаическую страницу открывают «Тридцать две истории об Агинском даца­не» Алексея Тенчоя. Он известен в России и за её пределами как уникальный «писа­тель-лама». Будучи одновременно и буд­дийским учителем, и мощнейшим худож­ником, он создаёт в своих произведениях невероятно живые, выразительные и до­стоверные образы. На родине, в бурятских регионах, всегда с нетерпением ждут его новые книги. По ним читатели познают свою природу, природу своего ума. И учатся жить так, чтобы быть счастливыми – вместе со всеми живыми существами и во всех оби­таемых мирах.

– Эх, хотел я всю сущность философии монастыря с собой забрать, но, видимо, так судьба распорядилась, что останется она в этих местах.

Сказав эту не всем понятную фразу, резво поскакал он напрямик через озеро. Его лошадь отталкивалась копытами от водной глади, словно от земли. Это было чудо! Его ученик чуть замешкался, потом тяжело вздохнул и так же, по воде, поплёл­ся за ним. Все собравшиеся удивленно рас­крыли глаза, и только когда старый монах со своим учеником исчезли на другом бере­гу озера, поняли, какого великого мастера они лишились. Порой мы не ценим, что под ногами лежит, а лишь потеряв — осознаём.

Сергей Золотарёв - лауреат премии журнала «Новой мир»

Фото предоставил Сергей Золотарёв

Царство теней

Сергей Золотарёв из города Жуковска представлен в номере подборкой «При­вычный дзен». Его стихи печатались в журналах «Новый мир», «Арион», «Новая Юность», «Интерпоэзия», «Гвидеон», «Пла­вучий Мост», «Урал», «Prosōdia», «Новый Берег». Автор стихотворных сборников «Яйцо», «Книга жалоб и предложений». Ла­уреат премии журнала «Новой мир» (2015). Член Союза писателей России. Тонкие ли­рические отступления поэта понятны на интуитивном уровне и даже ожидаемы. Ка­жется, что в пространстве возникает сама ткань стиха. Видимо, такими должны быть стихотворные эскизы к полотну нашего вре­мени. При чтении происходит расширение, потом полный размыв границ, и внезапное исчезновение каких бы то ни было смысло­вых преград, рамок видимого и невидимо­го, но уже озвученного и зрительно отобра­жённого мира.

Листья — на облетенье!

Царства теней, растений

переплелись. А мы?

Мы пребываем с теми,

чьи костяки прямы.

Чьи параллельны

курсы родной земле,

и у кого в молельной

комнате нет щелей…

«Мунгольский роман»

«Мунгольский роман» известного в рос­сийском и международном интернет-про­странстве писателя, поэта и блогера Анны Банаевой – это краткие, но наполненные ди­намикой и развернутым действием наблю­дения художника за быстро меняющимся калейдоскопом жизни. На первый взгляд фрагментарные записи складываются в картину нашей жизни благодаря таланту Анны видеть цельное, заданное неким бо­жественным смыслом движение времени и событий. Она точно выражает, буквально сканирует место творчества в современной жизни, ощущая родным домом пейзаж – и перетекает из него в пейзаж душевный.

Анна окончила филфак БГУ. Работала учителем русского языка в Улан-Удэ, в Монголии. Переводит с монгольского. Зани­мается фотографией. Стихи и рассказы пу­бликовались в международном альманахе «Перекрёстки» и журнале «Байкал».

В церкви было народу совсем немного. Тоже купила свечку за двадцать рублей и зажгла, поставила у иконы Богородицы «за себя, за близких и за всё человечество». Ко­нечно, надежда слабая, что эта двадцати­рублёвая свечка спасёт и улучшит мир, но пусть.

Её предназначение - гореть за это.

«Капкан»

Рассказ-быль Александра Затеева «Кап­кан» воскрешает одну из трагических страниц Великой Отечественной войны. Непростая жизненная ситуация, в которой оказался солдат-разведчик Алексей Дымов, обостряется и становится безвыходной. Со­всем не представляя себя дезертиром, по стечению обстоятельств он вынужден ис­полнять эту роль, что заводит его в насто­ящий жизненный капкан… Однако, начало этой истории – любовь к женщине, которая помогла выжить в горниле битвы за Родину.

Александр Затеев родился в 1948 году в Бурятии. Автор рассказов и повестей, басен, романа «И создал Бог землю» (опубликован в 2018 г.). Составитель научно-справочного издания «Прибайкальский район (между прошлым и будущим) 1646–2009», «Книги памяти» Прибайкальского района.

Штормовая волна несёт с собой валуны, валежник, обрывает берега, а потом от­катывается назад, обнажая дно побере­жья. Остается на нём мусор и принесённые яростной волной живые существа – рыбки, рачки, растения – измолотые, смятые, но ещё живые, хотя и обречённые на гибель.

Тайфун войны со шквальной скоростью пронесся над Россией с запада на восток, неся с собой смерть, гибель людей, кровь, пожарища, голод и страх. Докатилась эта свирепая волна аж до Волги и схлынула, повернула на Запад, опять оставляя после себя пепелища, тысячи погибших и тысячи живых, измолотых до смерти. И мало кто уцелел в этом водовороте нетронутым.

Баргуджин Токум

Специальная рубрика журнала «Баргуд­жин Токум–2019» посвящена прошедшему межрегиональному творческому проекту «Баргуджин Токум–2019». В этом году он проходил уже в третий раз – среди необъят­ных просторов Баргузинской долины, на бе­регах Байкала, в окружении высоких пиков Баргузинского хребта. За 10 дней участники проекта проехали пару тысяч километров, повоевали с комарами и холодом, пере­несли сотни килограмм художественного груза. Обо всех этих фантастических впе­чатлениях, перелившихся в красочные этю­ды, пишет в своей статье «Красоту творит мастер!» искусствовед Забайкальского ре­гионального отделения ВТОО «Союз худож­ников России» Елена Имонакова.

...Десять дней проекта промчались как один день. Исколесив почти всю Баргузин­скую долину, художники создали несколько сотен этюдов, рассказывающих о неповто­римых байкальских красотах. Открыв же в столице Бурятии выставку, подвели пер­вый творческий итог, но главное – ещё раз убедились: красоту творит мастер! Новых работ вам, друзья, достойных залов и от­зывчивых зрителей!

Встречи в журнале

В рубрике «Читальный зал», любители остросюжетного чтения, дочитав до фина­ла романа Дмитрия Поломошных и Дарьи Коноваловой «Нефрит», наконец-то узна­ют, чем же закончился этот увлекатель­ный литературный «экшн»; статья Евгения Голубева добавляет новые краски в пор­трет всенародно любимого писателя Исая Калашникова. В материале «Метисы Буря­тии как объективная реальность» Леонид Курас анализирует значение новой книги Александра Махачкеева «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бу­рятских метисов», вышедшей в Улан-Удэ. И давних, и новых поклонников «Байкала» ждут увлекательные встречи на страницах журнала. А успевшая отдохнуть и повесе­леть редакция с новыми силами реализует замыслы, воплощение которых, надеемся, подарит радость от встречи с прекрасным!

Юрий НЕВСКИЙ

Теги: Бурятия Улан-Удэ Обзор журнала Байкал



17:25

​Праздник Сагаалган в Кремле. «Новую эпоху» по Восточному календарю впервые откроют на главной сцене страны 

17:20

​Прошла рабочая встреча Главы Бурятии и министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова 

17:07

​Бүхы ажабайдалынь - Илалта 

16:36

​Эрхэ байдал эрид хубилха гү? 

16:27

​Рабданай зүрхэн 

15:59

​Мартаһанаа һаная, төөриһэнөө тэхэрюулэе! 

15:45

​Минии эдирхэн герой 

15:22

​Онтохоной ороноор 

15:03

​Зохёохы зорилготой «Ая ганга» 

14:45

​Малай хэшэг: «Дулаан шэмэг»  

14:32

История одной фотографии-9 

14:26

​Базар Ринчиногой нэрэмжэтэ Агын багшанарай колледждо бэрхэ мэргэжэлтэдые бэлдэдэг 

14:17

​Танковый ас: почему ветеран из Бурятии не стал Героем? 

14:13

Игорь Кобзев Усть-Ордын тойрогтой танилсаба 

14:00

​Желанная земля: 1200 человек в Бурятии получили дальневосточный гектар 

13:44

​Түүхэтэ хуулинууд 

13:43

Сирота из Бурятии девять лет не может получить положенное жилье 

13:32

Коронавирус на свободе: в Бурятии госпитализировали мужчину с подозрениями на болезнь, но диагноз не подтвердился 

13:26

Мысли вслух Виктора Балдоржиева 

13:13

Буряад хэлэнэй хүгжэлтын асуудал 

12:50

Прощай, гастарбайтер?.. 

12:26

​Бакланье нашествие 

11:35

​Балдан, Коби, спортивные Idols… 

11:07

«Теплая красота»: в Улан-Удэ собрались мастера по выделке шкур со всей Бурятии  

10:52

Хариин байгуулга хамгаалха 

10:41

​Шэнэхээнэйхид сагаалба 

10:24

Яркие победы: спортсмены из Бурятии завоевали призовые места на турнире «Иван Ярыгин-2020» 

10:21

​КВН-эй дээдын лигэдэ 

09:54

​Сагаалган – Кремльдэ 

09:31

​Найдал түрүүлнэ 

09:05

​В Бурятии вышел документальный фильм об истоках горлового пения  

08:45

​Бурят-монгольский зурхай с 29 января по 4 февраля 

08:30

Переменная облачность, днём до -19 ожидается в Бурятии сегодня, 29 января 

Наши издания