Прощались мы как родственники, которые в силу разных обстоятельств давно не виделись, но знали друг о друге почти все. Одни традиции, одна память, одна кровь, один язык. Пили горячий зеленый чай с молоком и долго говорили, будто хотели наговориться на годы вперед. Когда еще? Обсуждали кто какого рода, оказались местами одного племени - хальбан. «Хори буряадууд», - заключила я. Они переглянулись и согласились. И тут я вынуждена была уточнить: мы ж все выходцы из одиннадцати хоринских родов? И секундой позже до меня дошло - монгольским бурятам нет нужды в маркировках. Они, за небольшим исключением, выходцы из агинских степей, где кочевали исключительно люди племени хори.
Интервью в моей жизни было много и разных. На земле и в воздухе, в «высоких» кабинетах президентов и дипломатов, и «на дне» — у «лиц без определенного места жительства». Но верхом на лошади первое. И оно особенное… С человеком, который знает жизнь и быт бурята не понаслышке. По сути, жизнь его и его семьи проходит без отрыва от исторического предназначения — жизни кочевника. Возможно желающих оспорить понятие «историческое предназначение» не придется искать, но суть остается сутью: буряты (суть – монголы севера) кочевники по рождению, их ценности — степь и пять драгоценных видов скота. Именно так кочевники жили, выживали, воспевали смысл своей жизни тысячелетиями. Пурбо, мой собеседник, другой жизни и не знает…
Хребет Хамар-Дабан называют «горной страной», расположенной к югу от Байкала. Здесь, у одного из отрогов, вдали от мегаполисов, в узкой горной долине «укрылся» старинный улус Бургуй. 1400 метров над уровнем моря. Местные жители говорят, что когда вдруг неожиданно сверху обрушивается гром или снег, небо кажется совсем близким, пишет газета «Бурятия».
Это был 1991 год. Страну лихорадило. Я была новобранцем в стане бурятской тележурналистики. Первая командировка состоялась на родину, в Кижингинский район, небольшое село Ушхайта - родина моей мамы. То было место, с которым связано мое детство: дни напролет на берегу речки, орооhоотай шулэн и постная лепешка. Этот вкус супа, сваренного на костях и зерне вприкуску с лепешкой и ложкой стоячей сметаны, снится до сих пор…
Цель командировки была невнятной, как и то, что происходило на совхозном собрании, куда мы прибыли. Спикеры из района и города внушали членам совхоза, что необходимо в кратчайшие сроки прекратить существование совхоза и закрыть молочно-товарную ферму, «градообразующее» по тем временам предприятие небольшого села. Люди недоумевали - на МТФ работало почти все село… Остовы гигантской фермы украшают село по сей день, а его жители вставали на рельсы новой жизни - мучительно, местами трагично - десятки лет… Эти невеселые воспоминания посещали пока я топала на вечернюю дойку.
ИД «Буряад Yнэн» продолжает цикл очерков по итогам экспедиции Норжимы Цыбиковой в Монголию.
Издательский дом «Буряад Yнэн» провел уникальную этнографическую экспедицию в Монголии.
В Москве вышла в свет книга о вкладе Бурятии в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в Советско-японской войне 1945 года и приуроченной к 80-летию Победы.
Наступала первая ночь в степи… После недолгих споров мы решили остановиться близ аймачного центра Хэнтийского аймака — города Чингиз. Сюда мы еще вернемся, через три дня здесь отметят 100-летие со дня основания аймака, на территории которого в местности Делюн Болдог прошли детство и юность Чингиз хана. В двух сотнях километров ближе к столице Монголии есть озеро Хара зурхний Хух нуур. В переводе звучит так: Синее озеро черного сердца. Замысловато, но по легенде именно здесь короновали Тэмуджина, который впоследствии завоюет полмира. При удачном стечении обстоятельств мы обязательно туда попадем. А пока…
Один из Героев без звезд – выдающийся советский полководец, яркий представитель высшего начальствующего состава РККА, гвардии полковник Василий Панин, пишет газета «Бурятия».
О фермерах и мерах их господдержки с Галсаном Дареевым — заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий - министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятии, кандидатом экономических наук.
На восток Монголии доводилось приехать только раз. В 2014 году в составе редакции журнала «Минии Буряад» мы добрались до Дадал сомона, что находится на северо-востоке Хэнтийского аймака. Тогда казалось, что это и есть конец конца географии. Возвращались мы под проливным дождем, бездорожью, наугад и наощупь. Тогда выяснилось, что почва в монгольских степях иная, влагу с разбегу не впитывает, и машину при малейшей попытке прибавить скорости, разворачивало на 180 градусов. Путь домой казался героическим, и каждый мысленно сказал себе: никогда больше. Но послевкусие оказалось сильнее первых впечатлений и желание увидеть всемирно известную равнину Дорнодского аймака, а особенно соплеменников, живущих в этой знаменитой бескрайней степи, только прибавило мотивации.
Производство кобыльего молока как альтернатива мясному коневодству
В Госдуме задумались об обуздании этнической преступности в России
Об эволюции бурятских СМИ от постсоветского бума до тотального наступления глобальных социальных сетей
Проведение конных соревнований в Оронгойской степи это хорошо забытое старое
Маяковский написал о Ленине: «…самый человечный человек». А каким был в жизни первый президент Бурятии?
На одном из концертов театра «Байкал» я услышала его работу «И снова будет зима». Будучи человеком далеким от классической музыки, я полагала что мне уже не стать её ценителем. Но в этой композиции зазвучала такая свежесть, непривычная легкость, нежность и мудрость одновременно. Мой мозг, тренированный пионерскими маршами и революционными одами, скрипнул от неожиданности и поплыл. С тех пор я внимательно наблюдаю за музыкальным руководителем театра «Байкал», чья музыка – это, как минимум, треть успеха легендарного театра.
С уютных улочек и двориков исторического центра стряхнули нафталин и вдохнули свежий креатив.
4 июля пройдёт презентация книги «С любовью к народам моей Бурятии», посвященной Леониду Васильевичу Потапову.
В одном из живописных мест Тункинской долины словно на ладони древней земли бережно взлелеян бурятский улус Охор-Шибирь. Здесь в советское время местные жители трудились в основном в коллективных хозяйствах, пишет газета «Бурятия».